Новости
Борьба с инакомыслием в России: список «экстремистов» расширен, теперь он включает феминисток В России продолжаются репрессии и борьба с любыми видами инакомыслия 19.08.2017
Режим Ким Чен Ына будет свергнут в течении 10 лет, - северокорейский перебежчик Высокопоставленный северокорейский перебежчик говорит, что Ким Чен Ын будет отстранен от власти в течение 10 лет 19.08.2017
СМИ опубликовали 10 главных правил как не потерять работу в команде Трампа Журналист CNN опубликовал список основных правил для работы в Администрации президента США 19.08.2017
Аналитики считают, что гривна будет укрепляться еще полтора года Аналитики инвестбанка Goldman Sachs прогнозируют дальнейшее постепенное укрепление гривны вплоть до конца 2018 года. 19.08.2017
На черном рынке курс доллара падает пятый день подряд На неофициальном наличном валютном рынке курс доллара снизился по сравнению с пятницей 18 августа и составил 25,58... 19.08.2017
Появилась новая информация о главном подозреваемом в теракте в Барселоне (ФОТО) Главным подозреваемым в совершении террористического акта в Барселоне полиция считает 22-летнего Юнеса Абуяакуба. 19.08.2017
Московская биржа не будет торговать гривной Московская биржа с 21 августа приостанавливает торги валютной парой гривна-рубль. Об этом в пятницу, 18 августа,... 19.08.2017
Все, что известно на данную минуту о терактах в Испании, - Злой одессит (ФОТО+ВИДЕО) участившиеся теракты подобного характера в Европе являются не столько проявлением могущества террористических... 18.08.2017
Национальный Архив рассекретил снимки окончательной подготовки США к ядерным атакам на Хиросиму и Нагасаки (ФОТО) 6 августа 1945 года США сбросили атомные бомбы на японский город Хиросима, а три дня спустя на Нагасаки 18.08.2017
Канада не справляется с иммигрантами из США Многие гаитяне едут в Канаду из страха потерять свой статус в США после прихода на пост президента страны Соединенных... 18.08.2017






Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33016.4420
Серебро437.1600
Платина24853.1410
 ПродажаПокупкаНБУ
USD25.67525.3625.49
EUR30.2529.52529.926
RUB0.4730.310.429
$/баррельИзм., %Дата
BRENT52.72+4.06Aug
WTI48.5100+2.9272Sep
GAS OIL472.2500+1.5881Sep
Культура / №28–29(398) 22 ИЮЛЯ 2013
Школа, техника, душа    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих

Четвертый Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ) открылся фильмом американского режиссера Джеффри Чендлера «Не угаснет надежда», в котором 76-летний Роберт Редфорд в одиночку борется с безжалостной водной стихией. Суперзвезда американского кинематографа играет яхтсмена, чей 12-метровый парусник, на котором он пересекал Индийский океан, получил пробоину. Но моряк чинит свое суденышко и, мужественно противоборствуя палящему солнцу и акулам, продолжает попытки выжить.

Кое-кто увидел в том, что именно такой фильм был выбран для открытия фестиваля, намек на сегодняшнюю ситуацию — то ли в мире, который никак не может выйти из финансово-экономического кризиса, то ли в кинематографе, окруженном враждебными водами Интернета и персональных компьютерных гаджетов. Организаторы в лице президента ОМКФ Виктории Тигипко на это ответили, что ничего подобного не имели в виду — и с ними легко согласиться. Что бы ни творилось в Украине и мире, одесский фестиваль из года в год растет, превращаясь в один из крупнейших киносмотров в Восточной Европе.

Да и мировому кинематографу, судя по тому, что было показано в Одессе, до крушения очень далеко. Во всяком случае — в его варианте арт-мейнстрима, который организаторы ОМКФ выбрали главным жанровым направлением.

Гоша Куценко, Ирина Апексимова и Виктория Тигипко во время презентации фильма режиссера Виктора Шамирова «Игра в правду» (2013)

Старики-убийцы

Международная конкурсная программа продемонстрировала богатство идей и сюжетов, а визуальная составляющая во всех фильмах настолько профессиональна, что, кажется, скоро перестанет быть одним из критериев для выбора победителей.

Еще в первой половине прошлого века было подсчитано, что в мировой литературе, театре и кино существует всего 36 сюжетов. Вопрос лишь в нюансах. Голливуд обычно этими нюансами не заморачивается, поскольку ставит перед собой другие задачи, и штампует схожие сюжеты пачками. Арт-мейнстрим — другое дело. Тут добавочные тона и полутона могут полностью изменить содержание, как это случилось в одном из конкурсных фильмов ОМКФ —  картине «Орлы» израильского режиссера Дрора Сабо.

Сюжет о том, как старшее поколение осуждает молодежь, обвиняя ее в безделье, безразличии к будущему и прочих грехах, пришел еще из древнегреческого театра. В кино распространена вариация на тему «есть еще порох в пороховницах» о том, как «старики», вспомнив прежние военные, полицейские и тому подобные навыки, ставят юных зарвавшихся нахалов не место. Поэтому, идя на фильм «Орлы», в аннотации к которому была кратко изложена подобная история, я особых надежд не испытывал. И, как оказалось, напрасно.

Старики на экране оказались не голливудские, вроде Клинта Иствуда, а настоящие — то есть те, кому под восемьдесят. Они имели букет хронических болезней, с трудом ходили и каждый день ожидали смерти. А окружающая их молодежь постоянно напоминает этим старикам, что они слишком задержались на свете. Два главных героя, Мошка и Эфраим, многолетние друзья, уже смирились с такой судьбой и озабочены лишь тем, чтобы не пропустить очередной прием лекарств. Однако случай, когда молодой мажор сбивает насмерть их ровесницу, в которую они были в молодости влюблены, всё меняет.

В отличие от голливудских картин оба старика — не бывшие полицейские или военные, привыкшие к действиям по уставу. Они — израильские коммандос 1940–1950-х годов, для которых убить врага, всё равно что высморкаться. Поначалу роль «ангела смерти» берет на себя Эфраим, задавивший на своей машине убийцу их подруги. Мошка против таких действий и предлагает идти в полицию сознаваться, он просто боится. Эфраим логично ему возражает: «Чего ты боишься? Тюрьмы? Да ты на свободе уже завтра можешь сдохнуть от диабета или любой другой болезни». Но потом и Мошка взрывается — и убивает на улице незнакомого парня в ответ на обидное, но беззлобное хамство.

И вот тут начинается второе отличие от голливудских фильмов, где действует строгое правило «око за око, зуб за зуб». Если вначале Эфраим и Мошка убивали тех, кто угрожал их жизни или отнял чужую, то уже через несколько часов они превращают тель-авивскую ночь в настоящую бойню, расстреливая тех парней и девушек, кто им ничего не сделал, а просто не нравится. Аргумент при этом один: «Мы не за такую страну проливали кровь». И, в отличие от Голливуда, никакого наказания за это не несут. Когда после очередного уличного убийства они, запыхавшись, присаживаются отдышаться на скамейку, мимо двух дряхлых стариков пробегают полицейские, тут же предупреждающие их, что здесь опасно. «Мы невидимы, Мошка», — говорит Эфраим.

Бухарест абсурда, любви и криминала

Вот это и есть арт-мейнстрим, или, иначе говоря, «фестивальное кино», которое зрители любят за то, что, придя в кинотеатр, не знают, чем закончится фильм, в отличие от голливудских блокбастеров. Правда, иногда это может сыграть и в противоположную сторону. Так, зрители на ОМКФ не слишком высоко оценили румынскую комедию абсурда режиссера Адриана Ситару «Люди и звери» именно потому, что в ней пренебрежение законами зрительского кино слишком уж очевидно. В фильме есть отличные смешные эпизоды — например, когда жители парадного, где обосновалась бездомная собака, хотят от нее избавиться и пишут коллективное письмо властям, которое начинается так: «Поскольку мы теперь в Евросоюзе, мы уважаем права животных…» Но смотреть всё время на непрерывные домашние разговоры на экране, напоминающие приколы из комедийных сериалов, утомительно. Запомнилась, правда, забавная деталь — интерьеры румынских квартир, в которых живут герои фильма, один к одному напоминают квартиры украинских городских жителей в первом поколении.

Зато другую ленту, где действие тоже происходит в Румынии, фестивальная публика приняла очень тепло. Фильм шведско-британского режиссера Фредерика Бонда «Влюбиться до смерти» о том, как чикагский парень Чарли Кантримен волею случая оказывается в Бухаресте, влюбляется в местную девушку, оказавшуюся женой гангстера, и едва не погибает в криминальных разборках, покорил зрителей не только романтической историей и динамичным сюжетом. Режиссер Фредерик Бонд, для которого это дебют в полнометражном кино, перенес на большой киноэкран все свои навыки клипмейкера. (В его активе, в частности, два «Золотых льва» за рекламные ролики в Каннах и видеоклип для Moby.) Отсюда — безукоризненная работа камеры, монтаж и музыка. Хотя Бонду уже 43 года, фильм смотрится как произведение молодежной субкультуры. Причем он сделан так не по наитию или потому, что режиссер молод душой, а строго профессионально. Так, на вопрос «Эксперта», как создавалась музыка к фильму, которая буквально управляет чувствами зрителя во время просмотра, Бонд рассказал, что помимо профессионального фильм-композитора привлек еще и диджеев из разных стран.

Техника на грани фантастики

Столь же формально совершенна и лента «Пчелка» итальянско-греческого режиссера Валерии Голино. Сюжет современный: молодая красивая женщина по прозвищу Пчелка помогает безнадежным больным уйти из жизни. Поскольку эвтаназия — дело криминально наказуемое, обходится такая инъекция в три тысячи евро. Но главное не в деньгах (да и издержки велики — Пчелке приходится летать за нужными препаратами из Италии в Мексику). Девушка считает, что она выполняет важную миссию, и подходит к ритуалу помощи в самоубийстве, несколько раз показанному в фильме, очень серьезно и с большим уважением к умирающим.

Однако вся ее теория разбивается вдребезги, когда ее услугами решает воспользоваться пожилой успешный архитектор, который ничем не болен, — ему просто надоело жить. И тут у Пчелки, прежде в личной жизни имевшей дело только со своими ровесниками или мужчинами немного старше, возникает незнакомое чувство. Внешне она просто пытается отговорить пожилого архитектора от самоубийства, а внутри у нее возникает целый коктейль из разных переживаний. Тут и просто интерес к человеку, интеллектуально и эмоционально богатому и прожившему достойную жизнь, и намек на эротическое чувство, которое она сама от себя скрывает. И опять же, в отличие от голливудского кино, где возможность заново родиться в любви молодой и красивой женщины наверняка излечила бы пожилого архитектора от желания совершить самоубийство, в арт-мейнстримной «Пчелке» он всё-таки выбрасывается из окна. Но перед смертью совершает поступок, который до знакомства с девушкой не сделал бы. Архитектор приносит препарат, который Пчелка дала ему для эвтаназии, чтобы она, узнав о его смерти, не мучилась сознанием своей вины. Легкий, почти незаметный штрих — и сколь значимый!

Визуально и технически (работа камеры, музыка, монтаж) «Пчелка» столь же безукоризненна, как и «Влюбиться до смерти», несмотря на то что оба этих фильма — работы дебютантов в полнометражном художественном кино. Так что, в мировом кинематографе пришла пора «новой волны» талантов? Да нет, скорее пора суперсовершенной техники, которая многое делает за человека.

Мастер-класс режиссера Эмира Кустурицы

Об этом говорил и кинорежиссер Эмир Кустурица, гость ОМКФ. Двукратный победитель Каннского кинофестиваля признался, что многое для него в современном кино непривычно. Так, например, если раньше он добивался от оператора нужного изображения долго и упорно, то сейчас благодаря новой технике оператор почти сразу демонстрирует ему идеальную «картинку». И, по словам мэтра, режиссер чувствует себя в этой ситуации не очень уютно. Когда я рассказал об этом другому гостю ОМКФ и другому замечательному кинорежиссеру Роману Балаяну, тот согласился.  И объяснил — исчезает то, за что его поколение так любило кино, сам процесс творческого поиска.

Пожалуй, кроме техники, тут еще играет роль и новая система кинообразования. В отличие от прошлых лет его можно получить не только в киноинститутах. Так, например, на нынешнем ОМКФ, как и в прошлые годы, работала киношкола, 600 слушателей которой побывали на мастер-классах в исполнении классиков мирового современного кинематографа Эмира Кустурицы, Йоса Стеллинга, Роджера Кормана, Иржи Менцеля и таких новых звезд режиссуры, как Ульрих Зайдль.

Кадр из фильма режисера Йоса Стеллинга «Девушка и смерть» (2013)

Встреча с классикой

В день, когда эта статья сдавалась в печать, в международной конкурсной программе наконец-то появился фаворит. Как минимум — зрительский. Зал на тысячу с лишним мест на пресс-показе в десять утра был набит битком. Российский фильм «Географ глобус пропил» режиссера Александра Велединского с Константином Хабенским в главной роли, уже получивший в этом году главный приз на сочинском «Кинотавре», был и в Одессе принят на ура. Конечно, тут во многом заслуга одноименного романа пермского писателя Алексея Иванова, по мотивам которого был написан сценарий фильма. Но так или иначе, в ленте произошла замечательная встреча традиций русской классической литературы с реалиями современного российского быта.

Кадр из фильма режиссера Александра Велединского «Географ глобус пропил» (2013)

Если бы нашему зрителю показали английский (итальянский, французский, любой другой западноевропейский) фильм, в котором еще молодой, но уже спившийся учитель географии подсовывает свою жену в постель лучшему другу, потому что она его, учителя, давно разлюбила, а он ее еще любит, и потому желает ей лучшей судьбы, зритель сказал бы, что это надуманно. И если бы вдобавок к этой истории в этого неудачника-учителя без памяти влюбилась бы красивая десятиклассница, а он бы ее отверг, зритель сказал бы, что это старо. И если бы этот учитель то пил бы со своими учениками, после чего они презирали бы его и называли на «ты», то снова становился бы для них непререкаемым авторитетом, к которому обращаются на «вы» и с уважением, зритель сказал бы, что это перебор. Но в исполнении Константина Хабенского всему этому веришь — потому что мы не раз встречали такого героя, традиционного «маленького человека» русской литературы и у Федора Достоевского, и у Антона Чехова, и у других классиков.

Киев—Одесса



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана
Такие разные музейные истории
С должности директора российского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) ушла на почетный, но безвластный пост президента этого музея его бессменный руководитель с 1961 года Ирина Антонова



   карта сайта
Публикации
Александр Халковский – «Теневой кассир» Одесской таможни, - СМИ 03.08.2017
Криптовалюта E-Dinar Coin получила новый статус 17.01.2017

Новости компаний
Dominatortm назвал пять интересных фактов об автомобильных аккумуляторах 16.08.2017
Posud:meister поможет купить красивую вазу и правильной формы 16.08.2017
Кредит на автомобиль - стоит ли брать Стоит ли покупать машину, оформлять кредит на нее? Этот вопрос волнует многих россиян. Сегодня цены на транспортные... 13.08.2017
Лучшее становится превосходным. Обновленное первое украинское онлайн казино SlotoKing Онлайн казино SlotoKing хорошо известно игрокам, в особенности из Украины. Организаторы ресурса неоднократно... 02.08.2017
Как правильно выбрать парфюмерию и косметику в интернете? Достаточно зайти на сайты крупнейших профильных магазинов косметики и парфюмерии, как, например, Parfums.ua, оценить... 01.08.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #28–29(398) 22 ИЮЛЯ
Повестка дня
Врадиевка, далее везде
Матерный налог
Биржевая математика: 1+1=1
Навалились, но отпустили
ЦИФРЫ НЕДЕЛИ
Тема недели
Тройская унция самообмана
ЗОЛОТО
Зачахшие над златом
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Украинский бизнес
Лопнувший пузырёк
БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ
Честно о водке
ИНВЕСТИЦИИ
Поперек трубы
Складный сезон
Сменить вагон на переправе
Международный бизнес
Яхонты Yahoo!
IT
Экономика и финансы
Свой человек на Востоке
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Нон-стоп для пенсионеров
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Приходите завтра
БЮДЖЕТ
ВЕТЭК-банк
Пластик победил бумагу
Политика
«Одинокий рейнджер» против Сноудена
США
Наследники фараонов с ружьями
ЕГИПЕТ
Культура
Рок-колокола Новоселицы
ФЕСТИВАЛИ
Школа, техника, душа
КИНЕМАТОГРАФ
Эксперт-Авто
Летние премьеры’2013
НОВИНКИ
Генераторы адреналина
ТЕТ-А-ТЕСТ
Куда пойдет прокат?
ПРОКАТ
Заповеди автомобильного паломника
БЕЗОПАСНОСТЬ
Галерея
Выставка «ИСКУССТВО. ДИЗАЙН. ФОТОГРАФИЯ»
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте