Новости
Смоленская авиакатастрофа: Бомбу в президентский самолет могли установить в России Глава Смоленской подкомиссии Антони Мацеревич заявил, что взрывное устройство в правительственном самолете Ту-154М,... 24.02.2018
Астрофизики находят ультрамассивные черные дыры в дальних галактиках Исследовательская группа изучила около 72 галактик, расположенных в ядре самых массивных и ярких скоплений галактик... 24.02.2018
Субсидии "перекачивают" деньги из госбюджета в бюджеты монополистов Субсидии не только деактивируют людей, но еще и транзитом "перекачивают" деньги из госбюджета в бюджеты монополистов. И... 24.02.2018
Будет ли 2018-й годом "Оплота" для украинской армии? - Злой одессит Первые “Оплоты” для ВСУ ожидались примерно в конце 2017, начале 2018, но никак не год спустя. Почему так? 24.02.2018
Украина начала экспорт совершенно новых товаров в Евросоюз Наибольшие темпы прироста среди товаров показали искусственные ткани, абрикосы и вишни, молоко и сгущенные сливки,... 24.02.2018
Российский “не имеющий аналогов в мире” проект 11711 с треском провалился , - Злой одессит “Не имеющий аналогов в мире” проект 11711 оказался настолько дефективным, что на нём не только решено было поставить... 24.02.2018
Глава представительства ЕС в Украине назвал идиотами тех, кто не видит реформы в стране Глава представительства ЕС в Украине выразил убеждение, что в Украине идет война за ее европейский выбор 24.02.2018
Кабмин поменяет нормы строительства высоток Кабмин предлагает обновить нормы строительства многоквартирных домов и объектов городской инфраструктуры в сторону их... 24.02.2018
В этом году бизнес будет часто проверятся трудовыми инспекторами В случае возобновления проверок украинских предприятий, инспекторы в первую очередь будут посещать предприятия, которые... 24.02.2018
Хоть в чем-то первые: Россия вышла в мировые лидеры по киберпреступности Этому способствуют высокая квалификация российских хакеров и пренебрежение властью России верховенства закона. 24.02.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35960.883+0.148
Серебро445.738+0.494
Платина27017.699+0.110
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.20026.60527.072
EUR32.90032.57033.233
RUB0.5200.3330.477
$/баррельИзм., %Дата
BRENT67.04+0.98Feb
WTI63.4400+1.0561Apr
GAS OIL592.2500+1.2241Mar
Культура / №28–29(398) 22 ИЮЛЯ 2013
Школа, техника, душа    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих

Четвертый Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ) открылся фильмом американского режиссера Джеффри Чендлера «Не угаснет надежда», в котором 76-летний Роберт Редфорд в одиночку борется с безжалостной водной стихией. Суперзвезда американского кинематографа играет яхтсмена, чей 12-метровый парусник, на котором он пересекал Индийский океан, получил пробоину. Но моряк чинит свое суденышко и, мужественно противоборствуя палящему солнцу и акулам, продолжает попытки выжить.

Кое-кто увидел в том, что именно такой фильм был выбран для открытия фестиваля, намек на сегодняшнюю ситуацию — то ли в мире, который никак не может выйти из финансово-экономического кризиса, то ли в кинематографе, окруженном враждебными водами Интернета и персональных компьютерных гаджетов. Организаторы в лице президента ОМКФ Виктории Тигипко на это ответили, что ничего подобного не имели в виду — и с ними легко согласиться. Что бы ни творилось в Украине и мире, одесский фестиваль из года в год растет, превращаясь в один из крупнейших киносмотров в Восточной Европе.

Да и мировому кинематографу, судя по тому, что было показано в Одессе, до крушения очень далеко. Во всяком случае — в его варианте арт-мейнстрима, который организаторы ОМКФ выбрали главным жанровым направлением.

Гоша Куценко, Ирина Апексимова и Виктория Тигипко во время презентации фильма режиссера Виктора Шамирова «Игра в правду» (2013)

Старики-убийцы

Международная конкурсная программа продемонстрировала богатство идей и сюжетов, а визуальная составляющая во всех фильмах настолько профессиональна, что, кажется, скоро перестанет быть одним из критериев для выбора победителей.

Еще в первой половине прошлого века было подсчитано, что в мировой литературе, театре и кино существует всего 36 сюжетов. Вопрос лишь в нюансах. Голливуд обычно этими нюансами не заморачивается, поскольку ставит перед собой другие задачи, и штампует схожие сюжеты пачками. Арт-мейнстрим — другое дело. Тут добавочные тона и полутона могут полностью изменить содержание, как это случилось в одном из конкурсных фильмов ОМКФ —  картине «Орлы» израильского режиссера Дрора Сабо.

Сюжет о том, как старшее поколение осуждает молодежь, обвиняя ее в безделье, безразличии к будущему и прочих грехах, пришел еще из древнегреческого театра. В кино распространена вариация на тему «есть еще порох в пороховницах» о том, как «старики», вспомнив прежние военные, полицейские и тому подобные навыки, ставят юных зарвавшихся нахалов не место. Поэтому, идя на фильм «Орлы», в аннотации к которому была кратко изложена подобная история, я особых надежд не испытывал. И, как оказалось, напрасно.

Старики на экране оказались не голливудские, вроде Клинта Иствуда, а настоящие — то есть те, кому под восемьдесят. Они имели букет хронических болезней, с трудом ходили и каждый день ожидали смерти. А окружающая их молодежь постоянно напоминает этим старикам, что они слишком задержались на свете. Два главных героя, Мошка и Эфраим, многолетние друзья, уже смирились с такой судьбой и озабочены лишь тем, чтобы не пропустить очередной прием лекарств. Однако случай, когда молодой мажор сбивает насмерть их ровесницу, в которую они были в молодости влюблены, всё меняет.

В отличие от голливудских картин оба старика — не бывшие полицейские или военные, привыкшие к действиям по уставу. Они — израильские коммандос 1940–1950-х годов, для которых убить врага, всё равно что высморкаться. Поначалу роль «ангела смерти» берет на себя Эфраим, задавивший на своей машине убийцу их подруги. Мошка против таких действий и предлагает идти в полицию сознаваться, он просто боится. Эфраим логично ему возражает: «Чего ты боишься? Тюрьмы? Да ты на свободе уже завтра можешь сдохнуть от диабета или любой другой болезни». Но потом и Мошка взрывается — и убивает на улице незнакомого парня в ответ на обидное, но беззлобное хамство.

И вот тут начинается второе отличие от голливудских фильмов, где действует строгое правило «око за око, зуб за зуб». Если вначале Эфраим и Мошка убивали тех, кто угрожал их жизни или отнял чужую, то уже через несколько часов они превращают тель-авивскую ночь в настоящую бойню, расстреливая тех парней и девушек, кто им ничего не сделал, а просто не нравится. Аргумент при этом один: «Мы не за такую страну проливали кровь». И, в отличие от Голливуда, никакого наказания за это не несут. Когда после очередного уличного убийства они, запыхавшись, присаживаются отдышаться на скамейку, мимо двух дряхлых стариков пробегают полицейские, тут же предупреждающие их, что здесь опасно. «Мы невидимы, Мошка», — говорит Эфраим.

Бухарест абсурда, любви и криминала

Вот это и есть арт-мейнстрим, или, иначе говоря, «фестивальное кино», которое зрители любят за то, что, придя в кинотеатр, не знают, чем закончится фильм, в отличие от голливудских блокбастеров. Правда, иногда это может сыграть и в противоположную сторону. Так, зрители на ОМКФ не слишком высоко оценили румынскую комедию абсурда режиссера Адриана Ситару «Люди и звери» именно потому, что в ней пренебрежение законами зрительского кино слишком уж очевидно. В фильме есть отличные смешные эпизоды — например, когда жители парадного, где обосновалась бездомная собака, хотят от нее избавиться и пишут коллективное письмо властям, которое начинается так: «Поскольку мы теперь в Евросоюзе, мы уважаем права животных…» Но смотреть всё время на непрерывные домашние разговоры на экране, напоминающие приколы из комедийных сериалов, утомительно. Запомнилась, правда, забавная деталь — интерьеры румынских квартир, в которых живут герои фильма, один к одному напоминают квартиры украинских городских жителей в первом поколении.

Зато другую ленту, где действие тоже происходит в Румынии, фестивальная публика приняла очень тепло. Фильм шведско-британского режиссера Фредерика Бонда «Влюбиться до смерти» о том, как чикагский парень Чарли Кантримен волею случая оказывается в Бухаресте, влюбляется в местную девушку, оказавшуюся женой гангстера, и едва не погибает в криминальных разборках, покорил зрителей не только романтической историей и динамичным сюжетом. Режиссер Фредерик Бонд, для которого это дебют в полнометражном кино, перенес на большой киноэкран все свои навыки клипмейкера. (В его активе, в частности, два «Золотых льва» за рекламные ролики в Каннах и видеоклип для Moby.) Отсюда — безукоризненная работа камеры, монтаж и музыка. Хотя Бонду уже 43 года, фильм смотрится как произведение молодежной субкультуры. Причем он сделан так не по наитию или потому, что режиссер молод душой, а строго профессионально. Так, на вопрос «Эксперта», как создавалась музыка к фильму, которая буквально управляет чувствами зрителя во время просмотра, Бонд рассказал, что помимо профессионального фильм-композитора привлек еще и диджеев из разных стран.

Техника на грани фантастики

Столь же формально совершенна и лента «Пчелка» итальянско-греческого режиссера Валерии Голино. Сюжет современный: молодая красивая женщина по прозвищу Пчелка помогает безнадежным больным уйти из жизни. Поскольку эвтаназия — дело криминально наказуемое, обходится такая инъекция в три тысячи евро. Но главное не в деньгах (да и издержки велики — Пчелке приходится летать за нужными препаратами из Италии в Мексику). Девушка считает, что она выполняет важную миссию, и подходит к ритуалу помощи в самоубийстве, несколько раз показанному в фильме, очень серьезно и с большим уважением к умирающим.

Однако вся ее теория разбивается вдребезги, когда ее услугами решает воспользоваться пожилой успешный архитектор, который ничем не болен, — ему просто надоело жить. И тут у Пчелки, прежде в личной жизни имевшей дело только со своими ровесниками или мужчинами немного старше, возникает незнакомое чувство. Внешне она просто пытается отговорить пожилого архитектора от самоубийства, а внутри у нее возникает целый коктейль из разных переживаний. Тут и просто интерес к человеку, интеллектуально и эмоционально богатому и прожившему достойную жизнь, и намек на эротическое чувство, которое она сама от себя скрывает. И опять же, в отличие от голливудского кино, где возможность заново родиться в любви молодой и красивой женщины наверняка излечила бы пожилого архитектора от желания совершить самоубийство, в арт-мейнстримной «Пчелке» он всё-таки выбрасывается из окна. Но перед смертью совершает поступок, который до знакомства с девушкой не сделал бы. Архитектор приносит препарат, который Пчелка дала ему для эвтаназии, чтобы она, узнав о его смерти, не мучилась сознанием своей вины. Легкий, почти незаметный штрих — и сколь значимый!

Визуально и технически (работа камеры, музыка, монтаж) «Пчелка» столь же безукоризненна, как и «Влюбиться до смерти», несмотря на то что оба этих фильма — работы дебютантов в полнометражном художественном кино. Так что, в мировом кинематографе пришла пора «новой волны» талантов? Да нет, скорее пора суперсовершенной техники, которая многое делает за человека.

Мастер-класс режиссера Эмира Кустурицы

Об этом говорил и кинорежиссер Эмир Кустурица, гость ОМКФ. Двукратный победитель Каннского кинофестиваля признался, что многое для него в современном кино непривычно. Так, например, если раньше он добивался от оператора нужного изображения долго и упорно, то сейчас благодаря новой технике оператор почти сразу демонстрирует ему идеальную «картинку». И, по словам мэтра, режиссер чувствует себя в этой ситуации не очень уютно. Когда я рассказал об этом другому гостю ОМКФ и другому замечательному кинорежиссеру Роману Балаяну, тот согласился.  И объяснил — исчезает то, за что его поколение так любило кино, сам процесс творческого поиска.

Пожалуй, кроме техники, тут еще играет роль и новая система кинообразования. В отличие от прошлых лет его можно получить не только в киноинститутах. Так, например, на нынешнем ОМКФ, как и в прошлые годы, работала киношкола, 600 слушателей которой побывали на мастер-классах в исполнении классиков мирового современного кинематографа Эмира Кустурицы, Йоса Стеллинга, Роджера Кормана, Иржи Менцеля и таких новых звезд режиссуры, как Ульрих Зайдль.

Кадр из фильма режисера Йоса Стеллинга «Девушка и смерть» (2013)

Встреча с классикой

В день, когда эта статья сдавалась в печать, в международной конкурсной программе наконец-то появился фаворит. Как минимум — зрительский. Зал на тысячу с лишним мест на пресс-показе в десять утра был набит битком. Российский фильм «Географ глобус пропил» режиссера Александра Велединского с Константином Хабенским в главной роли, уже получивший в этом году главный приз на сочинском «Кинотавре», был и в Одессе принят на ура. Конечно, тут во многом заслуга одноименного романа пермского писателя Алексея Иванова, по мотивам которого был написан сценарий фильма. Но так или иначе, в ленте произошла замечательная встреча традиций русской классической литературы с реалиями современного российского быта.

Кадр из фильма режиссера Александра Велединского «Географ глобус пропил» (2013)

Если бы нашему зрителю показали английский (итальянский, французский, любой другой западноевропейский) фильм, в котором еще молодой, но уже спившийся учитель географии подсовывает свою жену в постель лучшему другу, потому что она его, учителя, давно разлюбила, а он ее еще любит, и потому желает ей лучшей судьбы, зритель сказал бы, что это надуманно. И если бы вдобавок к этой истории в этого неудачника-учителя без памяти влюбилась бы красивая десятиклассница, а он бы ее отверг, зритель сказал бы, что это старо. И если бы этот учитель то пил бы со своими учениками, после чего они презирали бы его и называли на «ты», то снова становился бы для них непререкаемым авторитетом, к которому обращаются на «вы» и с уважением, зритель сказал бы, что это перебор. Но в исполнении Константина Хабенского всему этому веришь — потому что мы не раз встречали такого героя, традиционного «маленького человека» русской литературы и у Федора Достоевского, и у Антона Чехова, и у других классиков.

Киев—Одесса



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ





ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана
Такие разные музейные истории
С должности директора российского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) ушла на почетный, но безвластный пост президента этого музея его бессменный руководитель с 1961 года Ирина Антонова





   карта сайта
Публикации
Быстро, надежно, удобно: что нужно знать о сервисах денежных переводов 21.02.2018
Baldinini 12.02.2018

Новости компаний
5 причин приобрести холодильник ATLANT С чем в первую очередь ассоциируется у вас кухня? Бьемся об заклад, что вы даже представить ее не можете без... 22.02.2018
Как защитить свою квартиру от несанкционированного проникновения? Наверное, каждый человек слышал о том, что регулярно воры проникают в квартиры. Причем получается у них это достаточно... 21.02.2018
Как избежать проблем, оформляя кредит онлайн? Простота оформления, высокий процент одобренных заявок, минимальные требования к заемщикам – все это привлекает... 20.02.2018
Измерительные приборы в ремонте бытовой техники Какой срок службы бытовых приборов? Таким вопросом задается каждый покупатель той или иной модели. 13.02.2018
Все о кухонных уголках Что такое кухонный уголок? 12.02.2018
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX







Главная Реклама на сайте RSS Архив Форум
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2018 Эксперт.UA   Реклама на сайте