Новости
Улучшение макроэкономической ситуации повлияло на роста цен евробондов украинских компаний Синхронность динамики котировок долговых инструментов крупнейших украинских эмитентов говорит о том, что ключевым... 22.11.2017
Экс-командира боснийских сербов приговорили к пожизненному заключению Ратко Младич командовал армией боснийских сербов во время вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине в 1992-1995... 22.11.2017
Благодаря развитию робототехники в будущем появятся довольно странные профессии Профессии появятся в будущем — в основном, благодаря распространению роботов 22.11.2017
Forbes назвал самых высокооплачиваемых моделей Первое место в рейтинге заняла 22-летняя Кендалл Дженнер. 22.11.2017
ПриватБанк рассказал украинцам о новом мошенничестве с банковскими карточками Если вы сомневаетесь в операций по своим картам считаете, что могли стать жертвой мошенничества, немедленно обращайтесь... 22.11.2017
Палестина отказалась от встречи с администрацией Трампа Ответили на угрозу Вашингтона закрыть представительства Организации освобождения Палестины (ООП) в американской столице. 22.11.2017
Картину Черчилля продали на аукционе за полмиллиона долларов На картине изображено одно из самых любимых мест легендарного министра - сад поместья Чартвелл, графство Кент.
22.11.2017
Гарвард может лишиться правительственного финансирования Разбирательство грозит Гарварду принудительным распоряжением изменить практику приема абитуриентов. В худшем для... 22.11.2017
Американский самолет разбился в Тихом океане Воздушное судно ВМС США, на борту которого были 11 членов экипажа и пассажиров, потерпело крушение в океане 22.11.2017
В Лондоне умер известный российский певец Хворостовский скончался на 56 году жизни после долгой и продолжительной болезни. 22.11.2017




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33997.454-0.168
Серебро450.368-0.789
Платина24770.217-0.156
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.94026.42526.492
EUR31.67530.36031.044
RUB0.4570.3200.446
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.78+0.34Nov
WTI57.5400+1.2339Jan
GAS OIL560.5000+0.3568Dec
Культура / №34(401) 09 СЕНТЯБРЯ 2013
Радуга на экспорт    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни

Грузинка Нана Джорджадзе относится к тем кинорежиссерам, которые не любят обсуждать маркетинговые аспекты жизни своих и чужих фильмов. Не то чтобы она считала их несущественными, просто для нее гораздо важнее передать на экране чувства героев. Ее фильмы — это буря человеческих страстей, которые разыгрываются, как правило, в показанном с мастерством и любовью материальном мире провинциальной Грузии. Так, «27 потерянных поцелуев» — это история девочки-подростка, без ума влюбленной в сорокалетнего мужчину, заканчивающаяся тем, что в этого мужчину стреляет из ружья его сын, ровесник девчонки, который, в свою очередь, без ума влюблен в нее. Шекспировские страсти, сюжет древнегреческой трагедии. В «Метеоидиоте» (оригинальное название — The Rainbowmaker) любовная история не столь драматична и сдобрена юмором и фантастикой — главный герой, которого жена и дети не уважают за слабость тела и характера, вдруг после удара шаровой молнии становится всемогущим повелителем погоды.

Поскольку человеческие чувства во всём мире одинаковы, фильмы Наны Джорджадзе охотно смотрят в разных странах. А два из них и вовсе вошли в историю кино. За снятый еще в СССР в 1987 году фильм «Робинзонада, или Мой английский дедушка» она получила на Каннском кинофестивале приз «Золотая камера», вручаемый за лучший режиссерский дебют. А десять лет спустя другая ее картина «1001 рецепт влюбленного кулинара» вошла в финальную пятерку номинантов на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

— Что чувствует режиссер, получивший, как вы за свою «Робинзонаду», «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале?

«Есть вещи, ценность которых для меня неизменна, хотя, быть может, я из-за этого смешно выгляжу. Они вошли в мою плоть, кровь, мои мысли, и я уже не могу изменить им. Я слишком долго прожила на этом свете, чтобы отказываться от чего-то, что для меня ценно, ради сегодняшнего дня»

— Чтобы вы поняли, что я чувствовала, начать надо издалека. Когда мы ездили из Тбилиси в Москву сдавать «Робинзонаду» (фильмы, снятые в любой союзной республике, выпускались на экраны только после принятия такого решения в Государственном комитете СССР по кинематографии — Госкино. — «Эксперт»), меня предупредили — будь готова к тому, что твой фильм положат на полку. Ты в прошлом — архитектор, сказали мне, так что можешь вернуться в свою прежнюю профессию, но твоя работа в кино будет закончена. И вот я сижу на просмотре «Робинзонады» в зале Госкино, где находится вся редакционная коллегия вместе с Ермашом (Филипп Ермаш — первый председатель Госкино, фактически министр кинематографии СССР. «Эксперт»). Когда фильм закончился, Ермаш сделал, даже не оглядываясь, по направлению ко мне такое движение, как будто подзывал собаку. И я поняла, что это конец. У меня по спине потекла холодная струйка пота, я шла к Ермашу действительно как побитая собачонка — и тут вдруг из заднего ряда к нам подошел мужчина с девушкой-переводчицей и сказал по-французски, что он берет мой фильм в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. У меня наступило буквально шоковое состояние, но Ермаш сказал: «Вы знаете, фильм еще не готов, так что мы пока не можем дать вам никакого ответа». Мужчина ответил: «Я беру его в таком виде, в каком сейчас видел». Ермаш попытался выкрутиться: «Да, но режиссер на это не согласен». Повернулся ко мне: «Вы ведь не согласны?» На что я, будучи в этом совершенно шоковом состоянии, ответила: «Конечно, согласна».

Оказалось, что этот мужчина — отборщик Каннского кинофестиваля, который должен был встретиться с Ермашом в его кабинете. В приемной его попросили подождать, так как Ермаш в это время смотрел мою «Робинзонаду». Но он решил вместо этого зайти через заднюю дверь в просмотровый зал и тоже взглянуть на фильм. Вот так моя картина попала в Канны. И это притом что я с 1968 года была невыездной (так в СССР называли граждан страны, которым был запрещен выезд за границу. — «Эксперт»).

«Робинзонада» — фильм, удостоенный в Каннах «Золотой камеры»

— А почему вы стали невыездной?

— Потому что я была участницей Пражской весны (революционная ситуация в Чехословакии, прежде всего — в Праге, закончившаяся введением в страну войск стран Варшавского договора. — «Эксперт»).

— Советская студентка — участница Пражской весны? Невероятно. Как это получилось?

— У тбилисской академии художеств, в которой я училась, был обмен студентами с пражской художественной академией, и когда из Праги к нам приехала комиссия отобрать десять студентов с разных факультетов и курсов, то с первого курса факультета архитектуры выбрали меня. Так я попала в 1968 году в Прагу и, соответственно, на Пражскую весну. Это был мой первый глоток свободы и ощущение бунта. Вместе со своими чехословацкими однокурсниками и профессорами я вышла на улицы, бегала, кричала, на нас ехали танки…

Слава богу, что я ничего не успела наделать серьезного, так что грузинское КГБ всего лишь сделало меня невыездной. Это было самое мягкое наказание, которое для меня, тогда еще ребенка, могли придумать. И я перенесла его совершенно спокойно. Сказала себе: «Ничего, страна огромная, для меня хватит». И я за те восемнадцать лет, что была невыездной, объездила без копейки денег автостопом и обошла пешком весь Советский Союз. А это было пятнадцать союзных республик, пятнадцать разных стран, историй, религий. И я забиралась во все углы, куда только могла.

«Метеоидиот» — история о том, как неразделенная любовь сделала скромного синоптика властелином погоды

Канны и «Оскар»

— Предысторию вашей поездки в Канны вы рассказали, и теперь я возвращаюсь к первому вопросу — что же вы чувствовали во время награждения на Каннском кинофестивале?

— Три дня в Каннах были бесконечными по своему эмоциональному накалу, насыщенности, встречам, показам, пережитым эмоциям. Всего три дня — а мне они до сих пор кажутся необыкновенным длинным отрезком моей жизни. Вообще, время — относительное понятие: какие-то годы могут промчаться, как мгновения, а мгновения — длиться, как целая жизнь.

Когда во время объявления победителей назвали мою фамилию и на киноэкране я увидела кадры из своего фильма, то не поняла, что происходит, и что это меня вызывают на сцену. Меня буквально вытолкнули и сказали: «Иди». На сцене стояли Ив Монтан, Кароль Буке… Все эти люди, для меня раньше недосягаемые, вдруг оказались рядом со мной, а я среди них. То, что я тогда почувствовала, очень трудно объяснить словами, потому что слова, если это не высокая поэзия, всё превращают в банальность.

«Время — относительное понятие: какие-то годы могут промчаться, как мгновения, а мгновения — длиться, как целая жизнь»

И тут же параллельно с этой фантастической победой мой закрытый на семь лет фильм «Путешествие в Сопот», который Ханс Шлегель (кинокритик, историк кино, отборщик Берлинского и Венецианского кинофестивалей. — «Эксперт»), завернув пленку в черную бумагу, вывез в чемодане из Грузии, получил семь международных призов.

И у меня началась вдруг совершенно сумасшедшая жизнь. Я была готова к тому, что больше никогда ничего не буду снимать, и вдруг передо мной открылись все шлюзы, все окна и двери, посыпались предложения. Как будто лодка, которая получила пробоину и пошла ко дну, вдруг поднялась на поверхность и поплыла.

— А какие впечатления у вас остались от поездки на церемонию вручения «Оскара» в Лос-Анджелес, когда ваш фильм «1001 рецепт влюбленного кулинара» был номинирован на приз американской киноакадемии?

— В США я была, как и в Каннах, три дня, но там сначала были встречи с журналистами, потом обеды со знаменитостями и звездами американского и мирового кинематографа. И только третий день был посвящен этой церемонии, которая длится целый день со всеми своими бесконечными подъездами на лимузинах, объявлениями, дизайнерами, старающимися тебя принарядить, украшениями, которые они на тебя надевают…

Чем эти впечатления отличались от испытанных вами в Каннах?

В то время, когда я была в Каннах, фестиваль еще не был выставкой надетых на шеи, руки и лбы бриллиантов. Хотя и сейчас он всё равно остается фестивалем номер один для интеллектуального европейского и мирового кинематографа, самым достойным и самым престижным.

Просто меняется жизнь и отношение к ценностям, и мир кино здесь — не исключение. Но есть вещи, ценность которых для меня неизменна, хотя, быть может, я из-за этого смешно выгляжу. Они вошли в мою плоть, кровь, мои мысли, и я уже не могу изменить им. Я слишком долго прожила на этом свете, чтобы отказываться от чего-то, что для меня ценно, ради сегодняшнего дня.

«1001 рецепт влюбленного кулинара» вошел в число пяти номинантов на «Оскар» как лучший иностранный фильм

Никакой ностальгии по советскому кино

— Многие кинематографисты со стажем вспоминают сегодня о временах советского кинематографа с сожалением

— Когда я поступила в киноинститут, наши мастера, великий грузинский режиссер Тенгиз Абуладзе и тогда еще молодой Ираклий Квирикадзе (режиссер культового в кинематографических кругах СССР фильма «Кувшин». — «Эксперт»), встретили нас фразой: «Молодые люди, первое, чему вы должны хорошо научиться, это врать. Вам придется обманывать всех чиновников, чтобы достичь своей цели и снять кино. Положат ваш фильм на полку или нет, но он уже будет жить».

Насчет «будет жить» было правдой лишь отчасти. Из моего фильма «Помогите мне подняться на Эльбрус» за одну ночь вырезали сорок минут, перемонтировали и переозвучили его, и наутро я не узнала свой фильм. Вся моя работа потеряла смысл, потому что то, ради чего я снимала, было вырезано. А для того чтобы первоначальную версию нельзя было восстановить, всю вырезанную кинопленку моментально смыли.

— Выходит, ностальгии по советским временам в кино вы явно не испытываете?

«После того как меня наградили в Каннах ”Золотой камерой”, у меня началась совершенно сумасшедшая жизнь. Я была готова к тому, что больше никогда ничего не буду снимать, и вдруг посыпались предложения»

— Никакой. А как я могу ее испытывать?

— Но само кино-то было хорошее…

— И жизнь была прекрасная, потому что я была моложе. У меня была замечательная жизнь, полная, насыщенная счастьем, болью, страданием, красотой, несчастьем, расставанием. Но сегодняшний день для меня так же важен, как и вчерашний, как и завтрашний.

Снимать кино можно было и тогда. Другое дело, как жизнь у фильма складывалась потом. Да и сегодня всё непросто. Фильм может стать непрокатным, потому что не обещает прибыли и у него нет дистрибутора. Хотя я не могу жаловаться. У «Робинзонады» была замечательная жизнь, она обошла много фестивалей и даже стала во многих университетах учебным фильмом. Она до сих пор продается. С номинированным на «Оскар» фильмом «1001 рецепт влюбленного кулинара» я попала в совершенно фантастический и невероятный для меня новый мир, дистрибуторы моментально продали его по всему миру, и он тоже обошел массу фестивалей. У фильма «27 потерянных поцелуев» тоже была замечательная жизнь.

Но надо быть готовым ко всему — и к победам, и к поражениям. Поражение — это тоже замечательный урок. Правда, смотря какое поражение. Если фильм не нашел дистрибутора и не идет в кинотеатрах, это не проигрыш. Другое дело, как я отношусь к своим фильмам. Мне всегда стыдно их смотреть, и я всегда думаю, как я могла такое снять, — но это мое личное отношение.

«27 украденных поцелуев» — шекспировские страсти в грузинской провинции

Мельес уже всё сказал

— Вы согласны с Эмиром Кустурицей, который вчера говорил (интервью состоялось на Одесском международном кинофестивале, членом жюри международной конкурсной программы которого была наша собеседница. — «Эксперт»), что появление youtube меняет природу кино?

— Он прав. Но мне кажется, что изменилось далеко не всё. Еще не умер язык, эмоции, не все чувства и человеческие взаимоотношения потеряли свой смысл. И хотя переписываются теперь эсэмэсками и снятое выкладывают на youtube — всё равно это не то. Новое поколение не придумало соответствующего новым технологиям языка кино.

Если мы заговорили о языке кино, в самый раз вспомнить о традициях украинского и грузинского поэтического кинематографа. Честно даже скажу вам, когда я несколько месяцев назад пересмотрел эти фильмы, грузинское кино мне показалось сильнее. А что такое для вас поэтическое кино — учитывая, что вы, можно сказать, снимаете именно в этом жанре?

— Это — чувственное кино. Кино, которое говорит на уровне эмоций, спонтанных чувств, когда ты выражаешь то, что чувствуешь. Ведь что такое поэзия? Высшая форма литературного проявления, Богом данное слово, которое, как и музыка, идет к нам непосредственно сверху.

Поэтическое кино будет существовать всегда, потому что оно всегда существовало. Два года назад я посмотрела здесь на кинофестивале фильмы Жоржа Мельеса (наряду со своими современниками братьями Люмьерами Мельес считается основоположником кинематографа. — «Эксперт»). И поняла, что лучше такого эмоционального, такого чувственного кино никто не придумал по сей день. Все современные «Звездные войны» и прочее Мельес рассказал на своем прекрасном языке, примитивном, простом, полном юмора и обаяния.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана
Такие разные музейные истории
С должности директора российского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) ушла на почетный, но безвластный пост президента этого музея его бессменный руководитель с 1961 года Ирина Антонова



   карта сайта
Публикации
"Формат «конгресс-отель» – это новейший, быстро развивающийся сегмент гостиничного рынка во всем мире и для Украины" - Алексей Абасов 09.11.2017
В Киеве открылся самый большой конгресс-хол Mercure Congress Centre 30.10.2017

Новости компаний
Тенденции повседневной женской моды в 2018 году Любая женщина мечтает быть замеченной в обществе, чувствовать себя красивой и чтобы на нее падали восхищенные взгляды. 16.11.2017
Играть в интернет казино и зарабатывать – лучшее развлечение Игровые автоматы пополняются новыми предложениями, а пользователи их учитывают, анализируют и наслаждаются игровым... 16.11.2017
Что такое парфюмерный гардероб и как его составить? Существуют ли зимние или летние ароматы? Ароматы, предназначенные исключительно для брюнеток? Или мужские, от которых у... 15.11.2017
Как правильно писать курсовые и дипломные работы Написание диплома или курсовой - крайне трудный и ответственный процесс, поэтому подходить к нему необходимо должным... 10.11.2017
Загородная жизнь: как быть с инфраструктурой? Проблема инфраструктуры пригорода – серьезный вопрос, который сегодня полностью ложится на плечи застройщиков местных... 01.11.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #34(401) 09 СЕНТЯБРЯ
Повестка дня
Удлинение обещаний
Ущемление прав
В товарищах согласья нет
Кувырок по-еревански
ЦИФРЫ НЕДЕЛИ
Тема недели
Передел перевалки
МОРСКИЕ ЗЕРНОВЫЕ ТЕРМИНАЛЫ
Зерноплатежный терминал
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Украинский бизнес
Адреналин за свой счет
ТУРИЗМ
Международный бизнес
Кровь с коньяком
АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ
Тьма в окошках
IT
Экономика и финансы
Стремительная поступь онлайна
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
Ампутация от купюр
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ
Политика
Ход ферзём по кругу
РЕФЕРЕНДУМ
Культура
Радуга на экспорт
КИНЕМАТОГРАФ
Книги
Принцип хот-догов
Бизнес
Эксперимент с нулевым итогом
Нон-фикшн
Покойный и загадочный
Бестселлер
Галерея
Выставка «ВЕЛИКОЕ И ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ»
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте