Новости
Компания Siemens выпустила поезд, который может развить скорость до 360 км/ч Компания тестирует новый высокоскоростной поезд с апреля 2018 года по всей Германии. 16.07.2018
Новоизбранный президент Мексики в 2 раза урезал себе зарплату Лопес Обрадор также представил список инициатив, нацеленных на борьбу с коррупцией. 16.07.2018
ASSTRA-ASSOCIATED TRAFFIC AG подводит итоги работы за первое полугодие 2018 AsstrA-Associated Traffic AG оказывает комплексный сервис международных перевозок грузов «от двери до двери» по более... 16.07.2018
Двое людей погибло во Франции во время празднования победы на чемпионате мира по футболу В результате инцидентов во Франции погибли двое мужчин. 16.07.2018
В России подтвердили экспертизой подлинность обнаруженных останков семьи Николая II Экспертиза подтвердила подлинность останков семьи Николая II, найденных в Екатеринбурге. 16.07.2018
Названы страны, в которых проживает наибольшее количество беженцев Вот уже около пяти лет по всему миру перемещается такое количество мигрантов, что это напоминает великое переселение... 16.07.2018
Илон Маск обозвал спасателя из Таиланда за то, что тот отказался использовать мини-субмарину Спасатели отказались использовать аппарат Маска. Глава спасательного штаба назвал мини-субмарину «хорошей и продвинутой... 16.07.2018
Украинцам хотят навязать всеобщее декларирование Планируют всеобщее декларирование, а говорят о "нулевых декларациях". 16.07.2018
Как изменится жизнь украинцев в ближайшие 3 года Власти обещают среднюю зарплату более 10 тыс. грн, снижение инфляции и безработицы. 16.07.2018
Вступительная кампания-2018: что необходимо знать будущим студентам Будущим студентам советуют считать баллы, помнить пароль и следить за загрузкой нужных файлов. 16.07.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото32542.316-0.330
Серебро415.534-0.452
Платина21983.443+0.020
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.52526.13526.233
EUR31.03030.34030.543
RUB0.4360.3450.421
$/баррельИзм., %Дата
BRENT75.01-0.42Jul
WTI70.4200-0.8378Aug
GAS OIL651.0000-0.4992Aug
Культура / №46(283) 29 НОЯБРЯ 2010
Территория жизни и смерти    Печатная версия    в избранное
КИНЕМАТОГРАФ
Пока столицы богатеют или разоряются, в провинции решается судьба страны

Получилось так случайно или нет, но оба фильма, отобранные в этом году с постсоветского пространства для участия в двух самых престижных международных кинофестивалях (украинский «Счастье мое» в Каннах и российский «Овсянки» в Венеции), были посвящены одной теме — жизни российской провинции. В любом случае западная элита наконец-то поняла, что Россия — это не только Москва и Питер. Точнее сказать — вовсе не Москва и Питер. Точно так же, как Украина — не Киев, Одесса, Харьков и Львов.

Дореволюционные русские писатели очень хорошо знали это. Даже заядлый петербуржец в литературе (в жизни он Питер терпеть не мог) Федор Достоевский перенес действие двух своих последних романов «Бесы» и «Братья Карамазовы» в провинцию. Антон Чехов, самый точный и тонкий исследователь предреволюционной Российской империи, искал причины и последствия болезней современного ему общества далеко за пределами двух столиц. То же самое можно сказать и об украинских литераторах — только здесь список «провинциальных» авторов будет еще длиннее.

Дело тут в том, что всякий хороший писатель рано или поздно начинает понимать, что подлинная жизнь (или, если угодно, — национальная идентичность) любой страны берет свое начало в провинции. Большие города лишь придают ей внешние формы. Причем, как правило, одинаковые. Гуляя по историческим центрам европейских городов, удивляешься тому, насколько похожи отстоящие друг от друга на сотни километров здания, возведенные в период строительного бума конца ХІХ — начала ХХ веков.

Подлинная жизнь (национальная идентичность) любой страны берет свое начало в провинции. Большие города лишь придают ей внешние формы

Точно так же похожи стоящие друг от друга на расстоянии тысяч километров современные офисы и обитающий в них офисный планктон. Если современного киевского менеджера перенести в какой-нибудь лондонский или миланский офис, то он, невзирая на языковой барьер, скорее всего, освоится там за несколько дней, ибо мотивация и потребности у офисного планктона во всём мире одинаковы.

В провинции же всё, несмотря на внешнюю простоту, сложнее. А иногда и страшнее — как в «Счастье моем» Сергея Лозницы.

Банька с пауками

«Счастье мое» — типичное, как говорят киноведы, road movie, или, по-русски, кинопутешествие. Такой формат с точки зрения кинодраматургии привлекателен тем, что позволяет свободно конструировать сюжет: персонажи, окружающие главного героя, могут свободно появляться и исчезать по воле автора, который при этом не должен особо заботиться о правдоподобии и логике действия — ведь в дороге всякое случается. История, происходящая с главным героем «Счастья», шофером-дальнобойщиком (только вместо фуры у него обычный грузовик), — наглядное тому подтверждение. Начавшись с обычного рейса по доставке в пункт N мешков с мукой, она постепенно превращается в то, что издавна называли «хождением по мукам».

Главный герой, натолкнувшись в самом начале путешествия на междугородном шоссе на автомобильную пробку, узнает у придорожной малолетней проститутки объездной путь и решает ехать по нему, хотя девица и предупреждает, что места там глухие и гиблые. Посреди ночи он застревает в грязи и собирается разобраться со всем утром, а пока переночевать прямо в машине. Там его и застают три местных мужика, которые объясняют, что дорога ведет в никуда, а заодно, желая поживиться грузом, потчуют дубиной по затылку. Затем шофера, потерявшего память, речь и способность соображать, подбирает местная жительница. Дальше я, учитывая интересы тех, кто картину еще не видел, сюжет пересказывать не буду — скажу лишь, что с каждым новым эпизодом положение главного героя будет становиться всё незавиднее.

Впрочем, сюжет тут — дело десятое. Написавший сценарий «Счастья» Сергей Лозница, у которого это первый художественный фильм, пока гораздо сильнее в режиссуре, чем в драматургии. Двухчасовое действие явно затянуто, а две вставные новеллы из военного и послевоенного времени, призванные доказать, что, мол, грабили и убивали невинных всегда, выглядят на ткани ленты как две заплаты. Потом еще ни к селу, ни к городу возникает история двух военных, которые колесят на машине по этой глухой местности, чтобы пристроить цинковый гроб с погибшим солдатом, — но к тому времени зритель начинает уже понимать, что к происходящему на экране нельзя подходить с мерками реальной достоверности. По сути, весь фильм — одна развернутая визуальная метафора российской провинции, как ее видит Лозница, который, кстати, уже несколько лет живет с семьей в Германии.

Очевидное-невероятное — украинский фильм в конкурсной программе Каннского кинофестиваля (создатели ленты «Счастье моё» в Каннах)

А видит он ее, если говорить честно и без обиняков, как преисподнюю. Только не зловещий и торжественный ад Данте и Доре, а «баню с пауками» Достоевского (в «Преступлении и наказании» Свидригайлов говорит Раскольникову, что иногда представляет себе ад именно таким образом). Естественно, что в такой деревенской «баньке» хороших людей не встретишь, и за два с лишним часа действия на экране не появляется ни одного положительного персонажа, кроме самого главного героя. Тут готовы убить друг друга из-за копеечной выгоды, причем без всякой злобы, а потом даже посочувствовать своей жертве: «Напрасно побеспокоили парня…»

Обычно в таких картинах режиссеры позволяют зрителю отдохнуть хотя бы в любовных эпизодах, скрашивающих «свинцовые мерзости» (Максим Горький) деревенской жизни, но Сергей Лозница не дает даже такой поблажки — женщина, подобравшая главного героя вместе с машиной и грузом, использует его в постели как живую и покорную секс-куклу. То есть тут не только о любви, даже о традиционной женской жалости речь не идет — просто в дополнение к тоннам муки учительнице бесплатно достался еще и какой-никакой, а мужик.

И всё же, несмотря на все недостатки, фильм, благодаря своим неоспоримым достоинствам (очень хороший изобразительный ряд, съемки ручной камерой «под документ», филигранная работа звукорежиссера), со второй половины просто завораживает. Даже заранее предугадываемый и искусственный финал кажется вполне закономерным. Остается только один вопрос — кому Лозница поставил этот беспощадный диагноз без надежды на выздоровление? России? Всей постсоветской провинции? Или человеческой жизни вообще? Тут уж каждому зрителю решать самому.

Путешествие с «веретеницей»

В отличие от «Счастья», лента режиссера Алексея Федорченко «Овсянки» по одноименной повести Дениса Осокина, хотя начинается и заканчивается смертью, светла и лирична. А по кинематографической форме она настолько совершенна, что просто обречена получать награды на международных кинофестивалях (что на днях и произошло в Аргентине, где «Овсянки» получили два приза вдобавок к пяти венецианским). К тому же длится картина чуть больше часа и смотрится на одном дыхании.

Однако разгадка того, почему после нее, в отличие от «Счастья», на душе у зрителя легко, не в этом. Она в том, что если фильм Лозницы вполне соответствует формуле Достоевского «если Бога нет, то всё позволено», то в картине Федорченко Бог есть. Точнее — пантеистические (отсюда и название «Овсянки» — лесные воробьи) верования исчезнувшей народности меря. Когда-то меря были могучим финно-угорским племенем, участвовавшим в создании русского этноса, но уже несколько столетий назад оно полностью, вплоть до утери своего языка, растворилось в северной российской глубинке. Однако древние верования и некоторые старинные обычаи в душах немногочисленных современных российских меря остались. А с ними — и осознание собственной национальной идентичности, которая в «Счастье» отсутствует напрочь. Но она, и это очень важно, выражается не в модном сегодня стремлении к некоей административно-географической автономии, а в осознании общей внутренней духовной жизни, которая, по мысли создателей фильма, одна только может спасти в условиях современной технократической цивилизации.

Миром правит любовь (кадр из фильма Алексея Федорченко «Овсянки»)

Начинается лента с того, что директор большого завода в маленьком городке вызывает к себе в кабинет заводского фотографа и по причинам, зрителю поначалу непонятным, просит того помочь в похоронах только что умершей жены Тани. Но уже в следующей сцене убирания покойницы всё становится ясным — директор, как и фотограф, считает себя меря и хочет соблюсти древний обряд. Вдвоем они везут Таню на заднем сиденье директорского джипа в места, где прошел медовый месяц молодых, и там, на пустынном островке, устраивают погребальный костер. А затем высыпают пепел в реку, потому что загробный (тут, правда, это слово не вполне уместно, покойницу сжигают обнаженной) мир, согласно верованиям меря, существует в воде.

Еще одна важная составляющая внутреннего мира меря — насыщенность жизни эротизмом. Так, директор, управляя джипом, согласно древним обычаям, как говорят меря, «дымит» — рассказывает фотографу подробности своей с Таней интимной жизни. Есть в картине и соответствующие сцены, впрочем, по сравнению с западным кино, весьма скромные. (Пока журналисты не увидели фильм, в СМИ появлялись всяческие глупости, типа «Россия повезла в Венецию эротическую картину».) Но воспринимается эта эротика как совершенно органичная — ведь всё, что связано с плодородием, является важнейшей частью любых языческих верований. Наверняка кого-то шокирует, что герои «Овсянок» сразу после погребального обряда соглашаются на предложение двух барышень «приятно провести время» — по обычаям меря это не проституция, а обычная дань жизни. (А вот герой «Счастья» от услуг проститутки, хотя жена с ним не спит, отказывается — почувствуйте еще одну разницу между фильмами.)

Впрочем, совсем неважно, нравятся или нет массовому кинозрителю обычаи оставшегося в прошлом древнего племени. Важно то, что они, невзирая ни на что, сохранились. Маленький народ, который официально даже не существует на свете, продолжает жить своей жизнью. Вот постовой гаишник на шоссе останавливает директорский джип: «Что везете?» Директор отвечает: «Веретеницу». Гаишник заглядывает на заднее сидение, видит завернутый в одеяло женский труп, и, вопреки всем зрительским ожиданиям, показывает — проезжайте. Голос за кадром поясняет: «Он тоже меря. А веретеницами у нас называют покойниц».

Когда в конце картины два главных героя погибают (об этом зрителю намекнут еще в начале фильма), то не испытывают ужаса. Напротив, они сами просят о смерти, поскольку знают, что, согласно верованиям меря, встретятся по ту сторону жизни со своими ушедшими из нее близкими. А рассказчик за кадром говорит: «Когда мы оказались там, директор тут же побежал искать свою Таню».

Жить своей жизнью

Итак, перед нами две похожие по форме и совершенно разные по содержанию и нравственному посылу киноленты. В «Счастье» главный герой задолго до финала превращается в живого мертвеца, который, в конце концов, приносит смерть остальным. В «Овсянках» герои фильма любят жизнь во всех ее естественных проявлениях и не боятся даже смерти.

Почему так? Да потому, что в «Счастье» все люди одиноки и безразличны друг к другу, а в «Овсянках» чувствуют себя членами единой общности. Причем, что очень важно, общность эта — свой народ, точнее сказать, свое племя, в котором людей, в отличие от офисного планктона, объединяют не работа или развлечения, а общее происхождение и духовные корни. Для России, как лоскутное одеяло, состоящей из сотен народов и народностей, такая постановка проблемы очень актуальна — тамошняя провинция, где большинство людей озабочены прежде всего борьбой за выживание и забывают свои родовые корни, вполне может превратиться в громадную декорацию для очередного «Счастья моего». На правительственном уровне об этом говорят мало, но на то и существуют художники, чтобы ставить вопросы, которые остальное общество еще не сформулировало.

Столь же актуальны эти вопросы и для Украины. Пусть в нашем одеяле, доставшемся по наследству от нескольких стран и империй, лоскутов поменьше, чем в России, но тоже немало. Борьба за изменения в Налоговом кодексе может улучшить благосостояние, но не заполнит душевную пустоту. Нужно возвращаться к корням. Не к тем, искусственным, за которые сражаются псевдоученые, раз в несколько лет прогибающиеся под очередную смену власти, а к своим собственным. Родовым.



Авторы: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана





   карта сайта

Публикации
Новые трейлеры к новинкам этого года 11.07.2018
Борьба за экологию – новый тренд украинской металлургии 08.06.2018

Новости компаний
Качественное казино для украинских игроков Для того, чтобы украинская аудитория пользователей имела возможность наслаждаться качественным азартным контентом, в... 27.06.2018
Стоит ли отправлять ребенка учиться за рубеж 20.06.2018
Мамина улыбка самая лучшая! Яркие воспоминания детства. Моя мама — самая лучшая в мире и самая красивая. 15.06.2018
Подушка для беременных Состояние беременной женщины и ее будущего ребенка во многом зависит от возможности регулярного полноценного отдыха,... 08.06.2018
Бизнес с Китаем: выбор товара для собственного бизнеса 08.06.2018








Главная Реклама на сайте Архив Форум
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2018 Эксперт.UA   Реклама на сайте