Новости
В августе жители Земли смогут увидеть невероятную комету Седьмого августа очень близко к нашей планете подойдет комета C / 2017 S3 (PanSTARRS), или, как ее еще называют,... 17.07.2018
Злой одессит: Россия оплачивала хакеров биткоинами Российская разведка при вмешательстве в выборы президента США оплачивала хакерскую деятельность биткоинами. 17.07.2018
Трамп начал вести себя как предатель, — The New York Times Дональд Трамп либо сотрудник российской разведки, либо ему действительно просто нравится играть такую роль по... 17.07.2018
Туроператоры назвали самые популярные среди украинцев направления для отдыха Туроператоры ожидают, что рынок вырастет на 22-28% в этом году. 17.07.2018
Комиссия по ценным бумагам и биржам США может сильно повлиять на курс биткоина SEC может признать биткоин инвестиционным инструментом. 17.07.2018
Путин крепко держит Трампа за причинное место, - Аnti-colorados Нам же надо сделать из всего этого свои выводы. Например, никогда не избирать не только в президенты, но и на любую... 17.07.2018
Skype обзаведется новой полезной функцией Skype в скором времени получит долгожданную возможность записи звонков 17.07.2018
Несколько слов о российской шпионке Маше Бутиной, - Злой одессит Арест Бутиной в очередной раз подтверждает - Трамп может говорить, что угодно о Путине и России, но ястребы из своих... 17.07.2018
Ученые обнаружили у Юпитера 12 новых спутников Ученые обнаружили 12 новых спутников на орбите планеты Юпитер. 17.07.2018
Названо условие, при котором "ДнепрАзот" продолжит обеззараживать воду хлором Завод "ДнепрАзот" готов снова производить жидкий хлор для дезинфекции питьевой воды. Об этом говорится в сообщении... 17.07.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото32624.893+0.254
Серебро414.330-0.290
Платина21777.882-0.935
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.51026.13526.207
EUR31.09530.37530.714
RUB0.4330.3440.421
$/баррельИзм., %Дата
BRENT72.42+0.81Jul
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №48(285) 13 ДЕКАБРЯ 2010
Уроки гения    Печатная версия    в избранное
ТЕАТР
Каждая постановка Эймунтаса Някрошюса в вильнюсском Meno Fortas — мастер-класс на тему, за счет чего небольшой частный восточноевропейский театр может стать интересным всему миру

Киев, Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко, начало двенадцатого ночи. Спектакль по роману Достоевского «Идиот», продолжавшийся пять с лишним часов, подходит к концу. В глазах зрителей — ни намека на усталость. Несмотря на поздний час, никто не порывается первым успеть в гардероб или обменять наушники (спектакль шел с переводом) на оставленные в залог документы. После окончания представления весь зал бешено аплодирует стоя.

До Украины то же самое происходило в Литве, России, Португалии и других странах, вплоть до далекой Бразилии. Более того, премьера идущего на литовском языке с литовскими актерами «Идиота» состоялась в Италии, где на нее съехались тысячи театралов со всего света…

Описать спектакли Някрошюса словами сродни попытке рассказать о церковной литургии — даже при стопроцентной точности описания подлинная суть происходящего всё равно ускользнет

Так можно рассказать только об одном театре — вильнюсском Meno Fortas под руководством Эймунтаса Някрошюса, которого театральные критики всех стран давно и всерьез называют гением. Такое единодушие кажется невозможным, но это действительно так. Интересно также, что несмотря на всемирную известность, вильнюсский театр не просит у государства дотаций. Meno Fortas — частный театр, существующий за счет своих доходов. Дается сие, как признался «Эксперту» директор театра Аудрюс Янкаускас, нелегко, но пока получается. Это тем более удивительно, что любая постановка Някрошюса противоречит всем правилам коммерческого театра — идет много часов, не делает скидки на неподготовленность зрителя, изобилует сценами, для разгадывания смысла которых надо возвращаться к ним по несколько раз.

Тут работают два фактора. Первый — выбранная бизнес-модель. В большом бизнесе такие структуры, работающие на аутсорсинге, называют «оболочечными фирмами». Второй (хотя, на самом деле, первый) фактор — фигура Някрошюса, профессионала высочайшего уровня. Каждая его постановка — это, кроме всего прочего, еще и мастер-класс на тему, за счет чего небольшой театр из европейской провинции (литовцы признают это сами) может стать интересным всему миру.

Несовершенный шедевр

Федор Достоевский писал роман «Идиот» в один из труднейших периодов своей жизни. Женившись в 45 лет на двадцатилетней Анне Сниткиной, которая стенографировала под его диктовку повесть «Игрок», он вместо того чтобы наслаждаться медовым месяцем, вынужден был искать выход из мучительной ситуации. После смерти брата Михаила, издателя и промышленника, писатель взял на себя его громадные долги и, хотя работал как каторжный, почти все гонорары сразу уходили кредиторам.

Литератору посоветовали на время уехать за границу, где кредиторы не могли его достать (Интерпола в ту пору еще не было). Однако радости это не принесло — Достоевские провели там четыре года, которые были наполнены сплошными несчастьями. В возрасте трех месяцев умерла их дочка Соня. А Федор Михайлович пристрастился к рулетке — выиграть громадную сумму и тем самым враз покончить с долгами стало его маниакальной идеей. Но в реальности он только проигрывал, причем дело доходило, как и в произведениях Достоевского, до крайностей — в ломбард приходилось закладывать всё, вплоть до постельного белья и одежды жены.

Избалованные московские звезды, игравшие у Някрошюса в «Вишневом саде», слушались мэтра, как дети

К тому же Достоевский никак не мог забыть свою старую любовь Аполлинарию Суслову. Их отношения начались как роман студентки с маститым писателем и опытным мужчиной (Аполлинарии было двадцать лет, а Федору Михайловичу — сорок), однако соотношение сил быстро переменилось. Сусловой удалось полностью подчинить себе Достоевского, который ее любил и одновременно ненавидел за свою зависимость от нее. Молодая супруга Анна Сниткина почти излечила его от этой болезни, но рецидивы оставались.

Всё это отразилось в «Идиоте», где главный герой князь Мышкин разрывается между «вамп» Настасьей Филипповной и юной невинной Аглаей Епанчиной. Внутреннее душевное состояние Достоевского воплотилось в его героях, в «Идиоте» постоянно находящихся на грани истерики.

Роман, гонорар за который был для Достоевского и его семьи единственным источником средств к существованию, печатался в журнале «Русский вестник» в течение года, причем буквально «с колес» — Достоевский присылал новую порцию рукописных страниц к самому дедлайну сдачи нового номера в печать. Темп работы был очень высоким — 60 итоговых журнальных страниц в месяц (умножьте эту цифру на количество черновиков и вспомните, что в то время всё писалось от руки). Поэтому Достоевский в письмах друзьям признавался, что в «Идиоте» многое написано наскоро, а многое не удалось.

Что выбрал Някрошюс

Возвращаемся к Эймунтасу Някрошюсу, перед которым, как и перед каждым режиссером, собирающимся поставить «Идиота» в кино или театре, стоял вопрос, что выбрать из романа, на многих сотнях страниц которого главными были три темы — деньги, любовь, смерть.

Литовского театрального режиссера Эймунтаса Някрошюса критики всего мира давно и всерьез называют гением

Тема первая интересовала Достоевского всю жизнь, поскольку у него, литературного пролетария, больших денег никогда не было. В отличие от других русских писателей-классиков, живших на доходы от имений. В «Идиоте» эта тема выписана с особой яркостью. Здесь писатель выступает ярым противником, как бы мы сейчас сказали, финансового капитала. (Это вполне понятно, учитывая, что он был постоянным клиентом ломбардов и ростовщиков.)

Смерть встречается в «Идиоте» чаще, чем в любом другом романе Достоевского, и, скорее всего, по житейским причинам. Еще свежа была память о кончине от чахотки первой жены и любимого брата, новая семейная жизнь началась со смерти трехмесячной дочки, самого писателя мучили приступы эпилепсии. В финале «Идиота» умирают многие его герои, а главные размышления о смерти сконцентрированы в сюжетной линии умирающего от той же чахотки Ипполита.

Наконец, любовь. Тут Достоевский, мастерски освоивший приемы массовой литературы (недаром число подписчиков у журналов, где он печатался, вырастало в разы), выстроил любовный четырехугольник. Невинный (в буквальном смысле этого слова) князь Мышкин, как уже было сказано, разрывается между полубезумной опытной «вамп» Настасьей Филипповной и юной и тоже невинной Аглаей Епанчиной. Аглая отвечает князю взаимностью. Настасья Филипповна также любит Мышкина, но живет с купцом-миллионером Рогожиным, который, в свою очередь, влюблен в нее до безумия. На основе этих любовных силовых линий возникают еще два вектора — князь ищет дружбы Рогожина, а Настасья Филипповна — Аглаи Епанчиной.

Что делает Някрошюс? Для начала отказывается от темы денег. Хотя Достоевский — первый писатель, осмысливший приход в Российскую империю капитализма, причем на таком уровне, до которого сегодняшним литераторам далеко, экономические реалии с тех времен сильно изменились. Он также полностью выбрасывает линию Ипполита и, в конце концов, оставляет от многих сотен страниц романа только любовный четырехугольник. Однако в итоге получает не мелодраму, а трагедию, которую с восторгом принимают во всём мире. Каким образом? Это главный из секретов «Идиота» и других спектаклей Някрошюса.

Заглянуть за слова

Нельзя сказать, что Эймунтас Някрошюс не любит произносимого на сцене слова. В чеховском «Вишневом саде», который тоже идет пять с половиной часов, актеры полностью произносят весь авторский текст. Другое дело, что звучащая речь для литовского режиссера мало что значит — в «Идиоте», например, жесты и движения героев часто противоречат тому, что они говорят. Некоторые критики пишут, что так Някрошюс показывает, как мы пытаемся замаскировать словами подлинную суть своих поступков, но это было бы для него слишком однолинейной задачей. На самом деле всё сложнее и, одновременно, проще.

Я видел в постановке литовского режиссера Шекспира, Чехова, Достоевского и всякий раз убеждался, что для конгениального Някрошюса любой их текст лишь дает повод для собственного высказывания. Это не значит, что у него Отелло не душит Дездемону. Сюжет соблюдается, как и основная расстановка сил между главными героями, но на этой основе литовский режиссер показывает со сцены свое уникальное видение жизни. Причем, что самое главное, он делает это при помощи визуальных метафор, которые непереводимы в слова и уж тем более в формулы. Вспоминается, как в первом акте «Отелло», когда между мавром и его юной женой еще всё хорошо, они кружат в танце по сцене и вдруг застывают на самом ее краю в полушаге от падения в оркестровую яму. И всё, что произойдет дальше, ясно даже тому, кто вовсе не читал Шекспира.

«Отелло» в исполнении Meno Fortas киевляне видели пять лет назад

Хватает таких метафор и в показанном в Киеве «Идиоте». Вот, например, Настасья Филипповна берет Аглаю как котенка за шкирку и, рассказывая, как она ее любит, заставляет подниматься по наклонной доске, один конец которой упирается в столб. (Тут надо заметить, что из красавицы Аглаи у Достоевского Някрошюс сделал угловатую девушку-подростка.) Студентки театрального института у меня за спиной шептали «тащит к позорному столбу», критик написал «ведет к взрослой жизни», но в том-то и дело, что любые формулы здесь будут неправильными, поскольку выразят лишь часть сути. Как сказал «Эксперту» помощник Някрошюса, актер и режиссер Таурас Чижас (сам Эймунтас, занятый подготовкой к новой постановке, в Киев не приехал): «Наверное, это его цель — ставить спектакли так, чтобы зрителю было интересно думать, разгадывать увиденное, размышлять. В хорошем искусстве всегда есть пробелы, которые каждый зритель заполняет чем-то своим. Някрошюс и сам для себя никогда не пытается сформулировать, о чем он ставит спектакль».

Кроме того, в «Идиоте» актеры почти всё время находятся в движении, суть которого — объяснить отношения между персонажами через взаимодействие не слов, а тел. Поэтому описывать спектакли Някрошюса словами сродни попытке рассказать о первобытном ритуале или церковной литургии — даже при стопроцентной точности и подробности описания подлинная суть происходящего всё равно ускользнет. Вот Настасья Филипповна с большим овальным зеркалом в руках бежит на сцене по кругу, ускоряя темп. Потом то же самое сделает Рогожин. Что это? Метафора невозможности вырваться из круга, предначертанного судьбой (зеркало прикреплено тросом к колосникам над сценой)? А зеркало — символ человеческой души? Или, может быть, другого мира, который часто именуют зазеркальем? Да неважно это. В памяти зрителей останутся не словесные определения, а сумасшедший бег и отбрасываемые зеркалом в зал слепящие блики от театральных прожекторов. И тут, кстати, больше Достоевского, чем в сотнях книг объясняющих его критиков.

Секрет Някрошюса заключается в том, что он, минуя слова, возвращает нас в бессловесный и вечный мир природы. Мир более правильный, чем наш. Ведь благодаря тому, что мы научились называть смерть «смертью», а любовь «любовью», первая никуда не исчезла, а вторая не стала менее способной в один миг возвысить или, напротив, сломить нас. Поэтому зрители сидят на его спектаклях по пять с лишним часов, не уставая, а только набираясь сил из того древнего природного источника, который он открывает в наших душах.

«Мы живем за счет того, что зарабатываем» 

Аудрюс Янкаускас, директор театра Meno Fortas:

— В одно из интервью Някрошюс сказал, что у вас нет государственных дотаций. Это так?

— Да. Мы — частный театр и живем за счет того, что зарабатываем на гастролях и показах спектаклей в Вильнюсе. Но тут надо понимать, что Meno Fortas намного меньше, чем обычный театр в классическом понимании этого слова. У нас в штате только пять постоянных сотрудников, а все актеры и технический персонал работают на контрактах для каждого проекта.

— Основные деньги вам приносят гастроли?

— Да. Мы показываем в Литве до десяти спектаклей в год, в то время как на гастролях — по 50–60 ежегодно. Обычно постановка нового спектакля начинается с того, что мы репетируем его у себя в зале, где помещается до пятидесяти человек. Потом полученный таким образом «эскиз» вывозим в какую-нибудь страну, например, Италию или Россию, показываем его на большой сцене, возвращаемся домой и «доколачиваем» спектакль до нужного уровня.

— Гастрольный формат работы диктует сценографию?

— У нас действительно нет спектаклей, где пышные декорации нужно строить несколько дней. Но это объясняется не гастрольным форматом, а эстетикой режиссера и его команды.

— Помогают ли вам спонсоры?

— В это время со спонсорами трудно. Тут получается замкнутый круг: если бы мы показывали в Литве больше спектаклей, то, наверное, появились бы какие-то спонсоры, но с другой стороны, мы бы, думаю, не собирали в Вильнюсе больше людей, чем на два спектакля в месяц. Ведь наши постановки не относятся к сфере поп-культуры.





Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана





   карта сайта

Публикации
Новые трейлеры к новинкам этого года 11.07.2018
Борьба за экологию – новый тренд украинской металлургии 08.06.2018

Новости компаний
Качественное казино для украинских игроков Для того, чтобы украинская аудитория пользователей имела возможность наслаждаться качественным азартным контентом, в... 27.06.2018
Стоит ли отправлять ребенка учиться за рубеж 20.06.2018
Мамина улыбка самая лучшая! Яркие воспоминания детства. Моя мама — самая лучшая в мире и самая красивая. 15.06.2018
Подушка для беременных Состояние беременной женщины и ее будущего ребенка во многом зависит от возможности регулярного полноценного отдыха,... 08.06.2018
Бизнес с Китаем: выбор товара для собственного бизнеса 08.06.2018








Главная Реклама на сайте Архив Форум
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2018 Эксперт.UA   Реклама на сайте