Новости
Борьба с инакомыслием в России: список «экстремистов» расширен, теперь он включает феминисток В России продолжаются репрессии и борьба с любыми видами инакомыслия 19.08.2017
Режим Ким Чен Ына будет свергнут в течении 10 лет, - северокорейский перебежчик Высокопоставленный северокорейский перебежчик говорит, что Ким Чен Ын будет отстранен от власти в течение 10 лет 19.08.2017
СМИ опубликовали 10 главных правил как не потерять работу в команде Трампа Журналист CNN опубликовал список основных правил для работы в Администрации президента США 19.08.2017
Аналитики считают, что гривна будет укрепляться еще полтора года Аналитики инвестбанка Goldman Sachs прогнозируют дальнейшее постепенное укрепление гривны вплоть до конца 2018 года. 19.08.2017
На черном рынке курс доллара падает пятый день подряд На неофициальном наличном валютном рынке курс доллара снизился по сравнению с пятницей 18 августа и составил 25,58... 19.08.2017
Появилась новая информация о главном подозреваемом в теракте в Барселоне (ФОТО) Главным подозреваемым в совершении террористического акта в Барселоне полиция считает 22-летнего Юнеса Абуяакуба. 19.08.2017
Московская биржа не будет торговать гривной Московская биржа с 21 августа приостанавливает торги валютной парой гривна-рубль. Об этом в пятницу, 18 августа,... 19.08.2017
Все, что известно на данную минуту о терактах в Испании, - Злой одессит (ФОТО+ВИДЕО) участившиеся теракты подобного характера в Европе являются не столько проявлением могущества террористических... 18.08.2017
Национальный Архив рассекретил снимки окончательной подготовки США к ядерным атакам на Хиросиму и Нагасаки (ФОТО) 6 августа 1945 года США сбросили атомные бомбы на японский город Хиросима, а три дня спустя на Нагасаки 18.08.2017
Канада не справляется с иммигрантами из США Многие гаитяне едут в Канаду из страха потерять свой статус в США после прихода на пост президента страны Соединенных... 18.08.2017






Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33016.442+0.723
Серебро437.160+0.7
Платина24853.141+1.183
 ПродажаПокупкаНБУ
USD25.67525.3625.49
EUR30.2529.529.926
RUB0.4730.310.429
$/баррельИзм., %Дата
BRENT52.72+4.06Aug
WTI48.5100+2.9272Sep
GAS OIL472.2500+1.5881Sep
Культура / №32-33(400) 23 СЕНТЯБРЯ 2013
Зависимые независимые    Печатная версия    в избранное
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина

В Советском Союзе культурные мероприятия, приуроченные к какому-либо важному юбилею, например, 50-летию Октябрьской революции или 100-летию со дня рождения Ленина, назывались «датскими» — от слова «дата». Обычно от них не ждали никаких открытий. На больших картинах, развешанных в самых престижных залах столицы СССР и главных городов союзных республик, были изображены новостройки, заводские цеха, колхозные нивы, счастливые сталевары и доярки, сосредоточенные инженеры за кульманами, а также студенты, с вдохновенными лицами грызущие гранит науки. Общий смысл любой такой выставки был предельно прост — вот каких успехов страна добились благодаря… а дальше оставалось лишь подставить название или имя виновника юбилея.

Открывшийся к 20-летию независимости Украины в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» проект «Незалежні» тоже, по сути, «датский». И, наверное, его организаторы могли бы пойти по проторенному еще в советское время пути, демонстрируя добротные реалистические картины, изображающие опорные исторические точки и фигуры украинской независимости. Однако они выбрали в качестве своих реплик для диалога с посетителями выставки о независимой Украине произведения современного искусства. На Западе давно уже стало общепризнанным мнением, что именно contemporary art самым первым реагирует на изменения в общественном сознании и фиксирует их своими специфическими средствами. И только потом приходят философы со словесным инструментарием…

Родом из распавшегося Союза

Именно современное искусство давно и упорно занимается проблемами идентификации и, в частности, поиском ответа на вопрос, который себе задает сегодня почти каждый гражданин Украины: «Кто я и в какой стране живу?»

Судя по работам, выставленным в «Арсенале», в начале 1990-х ответ украинских художников на этот вопрос звучал мрачно. Как, например, в фотофильме 1994 года «Криминальная неделя» уже тогда признанного мастера, а ныне классика Василия Цаголова. Трупы мужчины и женщины, лежащие на полу в живописных позах, застигнутая врасплох полуодетая жертва, в затылок которой нацелен ствол пистолета, и т. д. По форме это симбиоз, с одной стороны, якобы документальных съемок, а с другой — явной стилизации под американские гангстерские фильмы 1930–40-х годов. (Об этом говорят и надписи на фотографиях. Например, реплика стрелка: «Отправляйся в ад, мерзкая тварь! Там тебя давно уже ждут».) А по сути — это попытка создания художественного контекста для тогдашней постсоветской действительности, весьма напоминавшей США времен депрессии и «сухого закона».

Никаких специфических украинских примет на фотографиях нет. Поле, на котором у Цаголова разворачивается его постановочная криминальная драма, — просто распавшийся Советский Союз, где одна бывшая республика неотличима от другой. То же самое можно сказать и о фотосерии «Коллективное красное» (1998) другого классика украинского contemporary art Арсена Савадова, в которой голые натурщики с бычьими головами разгуливают по бойне среди подвешенных на крючьях освежеванных туш. Талантливо? Вероятно. Шокирующе? Несомненно. (Савадов говорил в то время о шоке, как о единственном способе «достучаться» до зрителя.) Но, как и у Цаголова, это не какой-то, пусть даже негативный, образ Украины, а просто попытка передать впечатления от распада привычного большого мира, который раньше назывался СССР.

Недаром в 1990-е годы московские газеты писали о Савадове и Цаголове как о «своих» художниках. Как и еще один украинец, харьковский фотограф Сергей Братков, тоже представленный в проекте «Незалежні», они чаще выставлялись в Москве, чем в Киеве, а Братков там в итоге и остался. И даже те художники, которые в названиях работ указывали географические реалии, например Максим Мамсиков с проектом «Кладбище Берковцы и его обитатели» (1999), этим давали всего лишь конкретную привязку к месту. Содержательная суть произведений оставалась всё той же — постсоветской. Так, фотографии изображений человеческих лиц и фигур на гранитных памятниках в проекте Мамсикова с таким же успехом могли бы быть сделаны в Москве или Санкт-Петербурге.

И даже демонстрируемое в «Арсенале» хулиганское видео одессита Александра Ройтбурда «Психоделическое вторжение броненосца ”Потемкин” в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна», которое есть сегодня в коллекции самого знаменитого в мире музея современного искусства — нью-йоркского МоМА, нельзя назвать привязанным к украинским реалиям, хотя оно и снималось на Потемкинской лестнице. Прежде всего потому, что главным контрагентом Ройтбурда в этой работе была не Одесса, а Сергей Эйзенштейн как основоположник мирового киноавангарда. А заодно — как автор нескольких шокирующих по сей день кадров, вроде вытекшего от попадания пули глаза.

От иронии до незнания

Когда «лихие девяностые» прошли, и украинские художники оказались в более-менее благополучном капитализме 2000-х годов, а их картины стали стоить не несколько сотен, а много тысяч долларов, на смену физиологическому шоку пришли метафора, ирония, метафизика и просто искусство ради искусства.

Так, например, ныне покойный украинский художник Александр Гнилицкий занялся ироническим переосмыслением культурных и идеологических клише. К этой серии относится, например, его представленное на выставке «Незалежні» знаменитое полотно «Штирлиц с обезьянкой» (2003). То же самое делал и уже упомянутый Ройтбурд, образцовый постмодернист, обыгрывающий в своих работах множество знаменитых мифов, от библейских до советских. Илья Чичкан, взявший на себя роль enfant terrible украинского современного искусства, откровенно хулиганил. То рисовал осла в спортивных штанах с тремя полосками («На тренировке», 2003), то предоставлял посетителю возможность настучать за настоящим теннисным столом шариком по физиономии седобородому дедушке Фрейду (инсталляция из серии «Игры разума», сделанной в 2006 году при участии российской группы художников «Синие носы»).

Были, конечно, и исключения из этого правила. Так, представленные в «Арсенале» украинские абстракционисты Анатолий Криволап и Тиберий Сильваши и в 1990-е и в 2000-е занимались прежде всего нефигуративной цветовой живописью, не гоняясь за модой. А Виктор Марущенко в фотосерии «Донбасс — страна мечты» (2002–2003) продолжил традиции сурового реализма 1990-х годов. Тяжелый труд шахтеров в нелегальных копанках, их немытые тела должны шокировать привыкшего к комфорту жителя столицы.

Но в любом случае большинство художников того поколения, несмотря на стилевые и жанровые отличия, объединяла одна черта — все они были интернационалистами по своей художественной манере и почти все, если говорить о жизненном опыте, людьми, сформировавшимися в СССР. Рождение и взросление независимой Украины происходило у них на глазах, навсегда наградив их иммунитетом к придумываемым отечественными политтехнологами пропагандистским историческим мифам.

А потом пришло новое поколение художников. Они тоже представлены в проекте «Незалежні». Им за двадцать, независимую Украину они воспринимают как данность, а трудности ее рождения и первых лет помнят смутно, объясняя их пропагандистским штампом «наследие совка». Что же касается Советского Союза, плотью от плоти которого сегодняшняя Украина продолжает оставаться, то о нем они знать вообще ничего не хотят и даже бравируют этим незнанием. Самое интересное, что при этом они даже не подозревают, насколько похожи на юных советских комсомольцев и большевиков 1930-х, для которых Российская империя до 1917 года была некоей исторической «черной дырой», причем «черной» во всех смыслах.

Но больше всего в этой молодежи настораживает то, что Украину они полюбили тогда, когда она сама стала брендом — локомотивом, который может вывезти художника если не к международному успеху (тот период сразу после Майдана продлился недолго), то к скромному благополучию в национальном масштабе. Хотя это может быть и совпадением…

Красота и доброта

Организаторы проекта включили в него работы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к дате. В самом деле, какое, казалось бы, отношение к 20-летию украинской независимости имеет картина украинского художника старшего поколения Александра Сухолита «Мать с ребенком»? Или, например, кувыркающийся обнаженный мужчина на холсте представителя поколения молодого Артема Волокитина?

Да самое прямое. Ведь на выставке речь идет не об абстрактной стране, а о нас самих. О жителях этой страны. И, опять же, не об абстрактных украинских гражданах, а о живых людях из плоти и крови. О том, чему мы радуемся и чего боимся, каков мир наших снов и тайных желаний, о чём мы вспоминаем и чего хотим от будущего.

И это гораздо важнее того, какая политическая партия находится у власти, когда художник пишет картину, делает фотографию или инсталляцию. Кто, например, кроме историков, помнит имена правителей Флоренции тех времен, когда Сандро Боттичелли создавал в этом городе в XV столетии свои великие полотна? А ведь как раз в ту пору там совершались выдающиеся политические события — горожане изгнали династию Медичи и восстановили Флорентийскую республику, в которой правил выборный Большой совет, а христианский проповедник и, как бы мы сейчас сказали, популист Джироламо Савонарола боролся с местными олигархами. Боттичелли не стоял в стороне от политики, однако в веках остался автором «Весны» и «Рождения Венеры», воплотивших идеал женской физической и духовной красоты.

Понятно, что масштабы итальянского Quattrocento и украинского contemporary art несравнимы. Но в любом случае отображение внутреннего мира человека остается во все века одной из главных задач живописи, что бы там сегодня ни говорили некоторые деятели от искусства, ищущие выгодные маркетинговые ниши.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана
Такие разные музейные истории
С должности директора российского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) ушла на почетный, но безвластный пост президента этого музея его бессменный руководитель с 1961 года Ирина Антонова



   карта сайта
Публикации
Александр Халковский – «Теневой кассир» Одесской таможни, - СМИ 03.08.2017
Криптовалюта E-Dinar Coin получила новый статус 17.01.2017

Новости компаний
Dominatortm назвал пять интересных фактов об автомобильных аккумуляторах 16.08.2017
Posud:meister поможет купить красивую вазу и правильной формы 16.08.2017
Кредит на автомобиль - стоит ли брать Стоит ли покупать машину, оформлять кредит на нее? Этот вопрос волнует многих россиян. Сегодня цены на транспортные... 13.08.2017
Лучшее становится превосходным. Обновленное первое украинское онлайн казино SlotoKing Онлайн казино SlotoKing хорошо известно игрокам, в особенности из Украины. Организаторы ресурса неоднократно... 02.08.2017
Как правильно выбрать парфюмерию и косметику в интернете? Достаточно зайти на сайты крупнейших профильных магазинов косметики и парфюмерии, как, например, Parfums.ua, оценить... 01.08.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #32-33(400) 23 СЕНТЯБРЯ
Тема недели
От редакции
Украинский бизнес
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
РАССЛЕДОВАНИЯ
Крюковать или хюндаить?
РАССЛЕДОВАНИЯ
Родник для фотона
РЕПОРТАЖИ
Берут на снежную пушку
РЕПОРТАЖИ
Международный бизнес
Трудно быть брендом
ЛИЧНОСТИ
Экономика и финансы
Центробанк-полицейский
ЛИЧНОСТИ
Консервативный либерализм
ЛИЧНОСТИ
Сколько стоит босс?
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Великая банковская эмиграция
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Политика
Тысяча и вторая волна
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Государства третьего тысячелетия
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Гиперболоид президента Януковича
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Общество
Стена теперь внутри
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Больница из прошлого
РАССЛЕДОВАНИЯ
Чемпионат разврата
РЕПОРТАЖИ
Наука и технологии
Сланцев бряг
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Культура
Зависимые независимые
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Регионы
Труба безысходности
РЕПОРТАЖИ






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте