Новости
Япония не довольна переговорами с Пхеньяном Именно от солидарности международного сообщества зависит, удастся ли прекратить провокации Пхеньяна. 21.09.2017
Курс биткоина 21 сентября снова понижается Курс Bitcoin 21 сентября на двух основных по объему торгов биржах по сравнению со средой незначительно снизился. 21.09.2017
В Антарктике построят ферму, где можно выращивать овощи даже при температуре -40 °C Бесконечная зима в Антарктиде лишает возможности выращивать продукты на открытом воздухе. Фрукты и овощи вместо этого... 21.09.2017
Пхеньян борется с нехваткой топлива: В Северной Корее началась самая настоящая велосипедная революция Северная Корея запустила схему повсеместного проката велосипедов 21.09.2017
Россия торгует с Северной Корее в обход санкций ООН За этот год, по меньшей мере восемь северокорейских кораблей, нагруженные топливом, вышли из российских портов и... 21.09.2017
На черном рынке курс доллара не изменился со вчера На неофициальном наличном валютном рынке курс доллара не изменился по сравнению со средой 20 сентября и составил 26,24... 21.09.2017
Ядерная зима отменяется: Мировые лидеры подписали соглашение о запрете атомных бомб Договор о запрете ядерного оружия вступит в силу через 90 дней после его ратификации 50 странами.

20.09.2017
В Хельсинках знаменитый тренер до полусмерти избил мужчину (ВИДЕО) Известный хоккейный наставник Раймо Сумманен устроил кровавую драку в центре Хельсинки. 20.09.2017
Банкиры обвиняют менял валюты в намеренных провокациях Из-за них финансисты прогнозируют рост безналичных расценок
20.09.2017
Трамп и его “Зверь”: секретная служба представила новый президентский лимузин Дональд Трамп скоро будет ездить на новом авто - бронированном седане Cadillac, известным как «Зверь». 20.09.2017






Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34342.467+0.372
Серебро455.176+1.586
Платина24880.152-0.802
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.322626.19
EUR31.62530.7931.446
RUB0.460.3230.451
$/баррельИзм., %Дата
BRENT56.1-0.34Sep
WTI50.5100-0.3564Nov
GAS OIL538.7500+0.3248Oct
Наука и технологии / №30–31(399) 26 АВГУСТА 2013
По звездам и спутникам    Печатная версия    в избранное
НАВИГАЦИЯ
Глава Best Business Group Евгения Дубинская рассказала о том, как с помощью GPS бороться с человеческим фактором

В наше время GPS-навигацией мало кого можно удивить — вещь удобная, полезная и бесплатная (если не считать покупку самого аппарата). При этом в Украине есть компании, которые умудряются на ней зарабатывать, предлагая бизнесу специфические услуги наблюдения за транспортом и планирования логистических потоков. Услуги, основанные на собственных IT-разработках. Что это за сервис, кто его покупает и как фирма из его потребителя стала продавцом, «Эксперту» рассказала президент группы компаний Best Business Group Евгения Дубинская.

Кстати, начинала она в Кривом Роге, а теперь у предприятия офис в самом центре Киева. Видимо, рынок неплохо развивается. Ибо в кризис все хотят сэкономить, а возможность с небес приглядывать за своими авто позволяет снижать себестоимость — и за счет правильно проложенных маршрутов, и за счет того, что персонал меньше ездит «налево».

— Как у компании появилась идея заниматься именно спутниковой навигацией?

— Искали возможности диверсификации бизнеса. К нам поступило интересное предложение от двух молодых ребят — вложить в их проект сравнительно небольшие деньги. Разработка началась еще до нас: они нарисовали карту, создали систему прокладки маршрутов при помощи трекеров. Мы поставили такие устройства на несколько своих автомобилей. Помню, на презентации ребята вывели на экран карту и показывали, где именно машины находятся. Нас впечатлило, я увидела в этом тренд. Ведь в то время учет поездок автотранспорта велся на бумаге — журналы, путевые листы. Это было еще недавно, в 2007 году, тогда такие приборчики были в диковинку.

— А «сравнительно небольшие деньги» — это сколько?

— Несколько десятков тысяч долларов. Существовавшие тогда зарубежные аналоги стоили намного дороже: сотни тысяч, а то и миллионы.

— И что эти молодые ребята получили в итоге?

— Хорошие зарплаты, места разработчиков и доли в компании. Причем они не стали заниматься маркетингом, продвижением. Весь менеджмент мы взяли на себя.

— Они до сих пор с вами?

— Один с нами, с другим мы расстались.

— Этот другой получает какое-то роялти за свою разработку? Или вы с ним полностью рассчитались?

— Мы расстались друзьями. А тот, что остался, сегодня — старший разработчик, получает роялти. Система ведь постоянно модернизируется.

Деньги со спутника

«Такова политика: тот, кто ставит соответствующий чип для GPS-навигации, например, в телефон, по сути, осуществляет отчисления на развитие навигационной спутниковой системы. Спутники — американские»

— Что является основой системы? Откуда берутся те «коробочки», что вы вешаете на автомобили клиента?

— У нас есть отдел, который разрабатывает эти приборы.

— Но ведь вы не сами паяете эти блоки?

— Нет, мы размещаем заказы на нескольких заводах в Украине. Чипы, которые связываются со спутниками, европейского производства.

— Информация у клиента выводится на персональный компьютер?

— Она приходит на наши серверы, обрабатывается и поступает на компьютер клиента в том виде, который ему нужен.

— Сколько времени и денег ушло на доработку прототипа до состояния первой коммерческой версии?

— Мы начали с продажи именно прототипа. Он успешно выполнял свои функции. Софт пришлось дописывать, сильно менять. А оборудование изменилось года через три после старта и с тех пор менялось всего несколько раз. Более того, сегодня по-прежнему работают приборы, установленные в первые годы.

— Как искали первых клиентов?

— Мы сами были первыми клиентами. Вначале три-четыре года, конечно, было тяжело: люди не понимали, зачем им такое нужно. В этом секторе оказался длительный предпродажный цикл — до одного года. Наша компания родом из Кривого Рога, там потребитель не столь прогрессивный, как в Киеве, за новинками не особо следит. В регионах сложнее.

— И кого удалось убедить стать первыми клиентами?

— Например, компании «Геркулес» и «Ласка», занимающиеся изготовлением продуктов питания. Это крупные фирмы, у которых транспортная составляющая в себестоимости велика. Вот они и начали ее считать. Тем более что горюче-смазочные материалы с тех пор существенно подорожали.

Кто и как платит хозяину спутника?

— Производители чипов. Такова политика: тот, кто ставит соответствующий чип для GPS-навигации, например, в телефон, по сути, осуществляет отчисления на развитие навигационной спутниковой системы. Спутники — американские. А для конечного потребителя пользование сигналом ничего не стоит.

— В России государство не доверяет американской системе GPS. И там не любят пускать, например, западные локомотивы, снабженные спутниковыми блочками, на свои железные дороги — это-де стратегические объекты. Поэтому пытаются развивать собственную систему ГЛОНАСС. Что в Украине? Наши спецслужбы интересуются вопросами безопасности навигации?

— У нас в стране только начинаются дебаты на эту тему. Национальному космическому агентству поручено разработать законопроект по GPS. Мы участвуем в разработке. Формируется ассоциация компаний, занимающихся GPS-мониторингом. Наверное, это правильно. Ведь не может государственная структура, например, милиция, пользоваться серверами, расположенными в другой стране.

— Почему, если спутник всё равно американский?

— Спутник только передает точные временные кодовые посылки, а чип эти сигналы обрабатывает и преобразует в координаты.

Большой сателлит смотрит на тебя

— Вы начинали, когда рынок был пустой. Но сейчас его заполнила масса планшетов и смартфонов с функцией навигатора. Зачем ваши услуги нужны сегодня?

— Мы обслуживаем корпоративных клиентов, у которых есть определенные потребности. К смартфону невозможно подключить ни датчик уровня топлива, ни идентификатор прицепного устройства, ни валидатор для безналичных расчетов в транспорте. Корпоративного клиента не устроят sms-сообщения с координатами транспортного средства. Это неудобно: обрабатывать около сотни сообщений в день с каждого автомобиля. Да и стоимость такого решения в итоге оказывается гораздо выше.

— Сколько может стоить такая система для заказчика?

— Софт бесплатный. А один комплект оборудования, который ставится на машину, будет стоить от полутора до двух с половиной тысяч гривен в зависимости от задач. Но он окупается за два-три месяца, максимум за четыре. Плюс есть абонплата за пользование серверами, за доработки и обновления.

Велика ли она?

— С одного комплекта — 70–120 гривен в месяц.

Впрочем, у нас ведь предусмотрена и другая схема продажи: мы устанавливаем всё бесплатно, а потом сэкономленные заказчиком деньги делим в соотношении 50:50.

— Но для этого клиент должен пустить вас в свою бухгалтерию, чтобы вы эту экономию видели!

— Необязательно. Мы берем затраты на транспорт до и после внедрения системы. Есть определенные алгоритмы, позволяющие это отследить. Но такая схема чуть более затратна для клиента в итоге.

— Я правильно понимаю, что ваша система позволяет заказчику экономить за счет того, что водителю не дают левачить?

— Прежде всего это рациональное использование времени: во сколько автомобиль выехал, во сколько приехал. Если шофер поехал на обед, то сколько это занимает времени и километров. Когда человек знает, что ведется контроль, дисциплина повышается. Раньше ездили сливать бензин на сторону, теперь перестали. Раньше просто было приписать себе сотню километров, накрутив спидометр, теперь сложно. А ведь это не только горюче-смазочные материалы, это еще и техобслуживание, замена шин. Таким образом, затраты на транспорт можно уменьшить на 50 процентов, а то и на 70.

Есть компании, где люди не воруют, но человеческий фактор присутствует. Например, водитель ездит по маршруту, к которому привык. А система позволяет поездки оптимизировать.

— Классическая «задача коммивояжера»? Проехать через N точек на карте наиболее выгодным (по заранее оговоренному критерию) путем?

— Да. Основная ценность системы сегодня уже не в слежении, а в оптимизации, планировании. Например, во Львове мы установили ее на городской транспорт и добились того, что опоздания составляют не более двух минут.

Львов — единственный подобный случай в вашей практике?

— Львов — город прогрессивный. Сейчас этим вопросом активно занимается Винница. Кроме того, власти областного центра хотят внедрить систему безналичных расчетов в транспорте (электронный билет). Государство дает дотации на пенсионеров, студентов и прочих льготников. И толком это не контролируется. В итоге должна получиться комплексная система, которую можно модернизировать и расширить. Например, поставить табло на каждой остановке, на котором будет написано: такой-то автобус придет через столько-то минут. Как в цивилизованном мире.

Обхитрить электронный глаз

— Насколько систему легко обмануть? Обычный навигатор в железобетонном здании сбоит.

«Основная ценность системы сегодня уже не в слежении, а в оптимизации, планировании. Например, во Львове мы установили ее на городской транспорт и добились того, что опоздания составляют не более двух минут»

— Действительно, старые чипы не позволяли видеть машину, заехавшую в здание. Современные — позволяют, если только это не какой-то особо глубокий подвал. В принципе, если у заказчика гараж находится в таком труднодоступном для сигнала месте, проблему можно решить, поставив усилители.

— А случаи саботажа у клиентов были?

— А как же! Когда-то компания Х, занимающаяся перевозкой нефтепродуктов, купила новые машины-бензовозы. Установили наши приборы. Через месяц звонят: «Система работает некорректно, показатели на спидометрах в два раза выше, чем по данным компьютера». Выезжаем на место. Ставим наше устройство на личное авто директора, проезжаем километров десять. Полное совпадение данных по GPS и по спидометру, плюс-минус двадцать метров. А рядом идет бензовоз — там по спидометру 20 километров! Оказалось, что при покупке этих машин договорились то ли с производителем, то ли с сервисом и испортили спидометры. Был скандал.

— Датчики еще можно сломать или заставить потеряться?

— Сплошь и рядом. И ломали, и фольгой обматывали, чтоб заэкранировать. Конечно, водителям не нравится, что за ними следят. Но в итоге у нас нет ни одного примера, когда клиент отказался от системы.

— Вашим сотрудникам предлагали взятки, чтобы они что-то подкрутили или сломали?

— Да, и не раз. Но такой человек сразу будет уволен из компании.

— Были случаи?

— Нет пока. У нас хорошая мотивация.

— А ваша система защищена? Не может ли ваш клиент А получить данные о машинах вашего же клиента В — своего конкурента?

— Мы постоянно работаем над защитой данных. Претензий не было.

— А просто взломать систему, чтобы ею торговать от своего имени, пытались?

— Был один случай. Участвовал один из наших разработчиков, пытался продать часть кода. Это было давно, в самом начале. Риски есть всегда. Условно говоря, и в ресторане шеф-повар может уйти к конкуренту и унести рецепты. Защита в том, чтобы всё время развиваться, адаптироваться к новым условиям. Даже похитив часть разработки и разобравшись в ней, злоумышленники получат устаревшее решение.

Ваш софт ориентирован на персональные компьютеры. А сейчас в моду входят планшеты и им подобные гаджеты, в основном на основе Android. Будете под них создавать версию?

— Мы делаем web-интерфейс. Но, по нашим наблюдениям, сейчас клиентов устраивает PC-вариант. А некоторые и вовсе заинтересованы в аутсорсинге диспетчеризации. То есть чтобы не он сам, а мы управляли его машинами, если у него парк не слишком велик.

Экономия и экономика

— А не бывает такого, что система отжала у клиента все резервы экономии — и всё, себестоимость выходит на некое плато?

— Так обычно и происходит. Экономия не может быть бесконечной. Но предприятия используют систему для снижения себестоимости только на первых этапах. В дальнейшем — для оптимизации и планирования своих бизнес-процессов. Если приборы демонтировать, то себестоимость опять начнет расти.

— Прикрепление блочков к автомобилям и установка софта занимает около часа?

— В случае отслеживания нахождения транспорта — да. В случае установки, например, датчика уровня топлива, конечно, требуется больше времени.

Всего система снимает до восьми параметров. Как правило, экономия идет на километраже, на том, что компания понимает, что ей нужно не десять, а лишь семь автомобилей.

— Службы такси с вами работают?

— Это не наш рынок. Там собственник обычно владеет только диспетчерской системой, а водители ездят на своих авто. А вот если компания нанимает человека с машиной, но оплачивает ему издержки, например, бензин — это уже может быть наш клиент. Вообще, заказчики самые разные: перевозчики, дистрибуторы, даже компании, владеющие собственной сельхозтехникой.

— И по какому параметру оптимизируется работа сельхозтехники?

— Например, она распыляет удобрения. Можно оптимизировать по обрабатываемой площади, можно — по расходу вещества. Бывает, с риском для жизни тракторист подлезает под работающий агрегат, чтобы слить в бочку часть этого реактива и продать на сторону, заработав 20 гривен.

У компании, перевозившей замороженные полуфабрикаты, был случай: чтобы сэкономить немного бензина, шофер отключил рефрижератор, и тем самым нанес убытки на сумму 15 тысяч гривен.

— Система могла бы это предотвратить? Она может отследить температуру внутри фургона?

— Может.

— Но для этого вам датчики нужно ставить внутри рефрижератора. Как это согласовывать с производителем, с гарантийным обслуживанием?

— Если это новый рефрижератор, то там соответствующие датчики уже установлены, как и система GPS, мы к ним только подключаемся. А если он старый, то тогда на кнопку, которой запускается охладительное оборудование, крепится дополнительный проводок. Это если схематично.

— Вы работаете только с наземным транспортом?

— Да, корабли-самолеты — это не наше. Но мы сейчас начинаем работать с жилищно-коммунальным хозяйством, чтобы передавать показания счетчиков, исключив человеческий фактор.

— Сейчас, в кризис, люди должны бы больше заботиться об экономии. Был после 2008 года всплеск интереса?

— Был. Не могу сказать, что колоссальный, но интересоваться стали гораздо больше. Мы каждый год растем раза в два.

— Сколько сегодня сотрудников в компании?

— До ста человек. Офис в Киеве, офис в Кривом Роге. Также дилеры в различных регионах — около сорока.

— Сколько у вас конкурентов на рынке?

— Достаточно много. Но, как правило, это дистрибуторы, продающие чужие разработки. А вот владеющих собственным софтом, собственными серверами — не более пяти.

У конкурентов софт импортный или свой?

— Бывает по-разному. Но больше иностранного.

— Конкуренты предлагали купить ваш бизнес?

— Нет. Рынок только формируется.



Автор: Александр Данковский

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ"
Сланцев бряг
Точки бифуркации
Сколько будет стоить и во что выльется Украине добыча нетрадиционного газа
Проколы в броне
Годовщина отечественной войны
В первые месяцы Великой Отечественной войны Красная армия потеряла почти все свои танки. Но вовсе не потому что их было мало и они были устаревшими, как утверждает советская историография
Новая эпоха медицины
Мнение
Здравоохранение станет непрерывным процессом и войдет в нашу повседневную жизнь (пока оно представляет собой серию эпизодических событий вроде визитов к врачу). Например, каждое утро, чистя перед зеркалом зубы, мы будем проходить беглый медицинский осмотр
Что Гейтс в грядущем нам готовит?
It
Начало продаж операционной системы Windows 8 не остановило проседание рынка персональных компьютеров, но открыло новые возможности для производителей электроники
Прокрустово ложе энергоальтернатив
Энергетика
Борис Костюковский, заведующий отделом прогнозирования атомной и возобновляемой энергии Института общей энергетики НАН Украины, пояснил, почему «зеленая» и прочая альтернативная энергетика не решит проблем энергобаланса страны
ОООперация «Дигитализация»
Цифровое тв
До 1 января 2015 года Украина обязана отказаться от аналогового телевидения. Миллиардные прибыли достанутся частным компаниям
Сотня атомных лет
Энергетика
О том, чем жили, живут и будут жить атомная физика и энергетика в мире и в Украине
Парник для человечества
1913–2013 / природа
Температура на планете растет. Если так пойдет и дальше, то еще каких-то сто лет — и почти всё население Земли будет жить в тропиках. Правда, суши станет меньше, а значительная часть континентов покроется пустынями
Что век грядущий нам готовит
1913–2013 / наука и технологии
Попытка футурологического анализа с прогнозом и литературными реминисценциями
Великий железный путь
1913–2013 / железная дорога
Основу железных дорог СССР заложили при царе. Между тем в отрасли и тогда процветала коррупция, а техника была гораздо слабее нынешней



   карта сайта
Публикации
ICО- как инвесторы зарабатывают тысячи процентов прибыли за несколько месяцев 05.09.2017
DDOS-атаки и вымогательство: в Украине поймали киберпреступников 01.09.2017

Новости компаний
Новогоднее восхождение на Айленд пик с клубом "Кулуар Многие уже сейчас начали задумываться о том, как проводить зимние выходные. Если тепло и море вас не прельщают, то... 21.09.2017
Преимущества и популярность светодиодных ламп в интернет-магазине 5watt.ua Лампы накаливания становятся своеобразным атавизмом безвозвратно минувших времен. Их минусы нынче стали существенно... 20.09.2017
Искусство создания флаконов Внешняя оболочка должна соответствовать внутреннему наполнению. Лучшие ароматы, которые будоражат сознание, навевают... 13.09.2017
Обмен в Приват 24 денег на Биткоин на лучших условиях Совершить покупку виртуальных денег Биткоин за гривны в Приват24 можно на сайте обменников валют. Заглянув в Интернет,... 12.09.2017
Итальянская мебель - подчеркнет хороший вкус обладателя 30.08.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #30–31(399) 26 АВГУСТА
Главное
Уроки принуждения к дружбе
Повестка дня
Сало.укр
Торгово-штурмовой отряд
Минус парламент, минус правительство
Глобус крутится на север
ЦИФРЫ НЕДЕЛИ
Тема недели
Таможенный аншлюс
ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ
Соревнование полутора систем
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Контргамбит Глазьева
ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ
Стандарт — дело добровольное?
ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ
Украинский бизнес
Море, солнце, де Фюнес…
ИСТОРИЯ УСПЕХА
Донбасс и его энергия
Завод пошел по кругу
СКМ лечится
Инвестиции в будущее Александра Галкина
ЛИЧНОСТИ
Экономика и финансы
Застеколье нового времени
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Смарт-банк
Своё, карманное
Осторожно, фонды закрываются
Политика
Хирурги в погонах
ЕГИПЕТ
Куда метит Луценко?
ОППОЗИЦИЯ
Наука и технологии
По звездам и спутникам
НАВИГАЦИЯ
Культура
Образцовое село Леонида Кучмы
НОВЫЕ ДВОРЯНСКИЕ ГНЕЗДА
Эксперт-Авто
Электродиета
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ
Утилизация во имя корпорации
УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР
Авангард из Поднебесной
ТЕСТ-ДРАЙВ
Галерея
Выставка Стива Маккарри OVERWHELMED BY LIFE
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте