Новости
Хищение средств "Госинвестпроекта": задержан еще один участник схемы Детективы НАБУ сообщили о подозрении двум участникам схемы по хищению средств Госагентства по инвестициям и управлению... 23.06.2018
Названа сумма, которую Украина вложила в развитие госбанков С начала 2008 года Украина влила в государственные банки 15,5 млрд долларов и эта сумма может возрасти. 23.06.2018
В одесском аэропорту произошло ЧП В аэропорту Одессы из-за неисправности посадили чартерный самолет с отдыхающими рейсом до Барселоны. Около 200... 23.06.2018
В Мининфраструктуры рассказали, когда в Украине ожидать запуска Hyperloop В течение 5 лет в Украине может появится Hyperloop. Об этом заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян на... 23.06.2018
Из-за выпавшего снега в Карпатах начали эвакуацию детского лагеря В Закарпатской ОГА сообщают, что в Раховском районе на горе Близница в Карпатах детский палаточный лагерь засыпало... 23.06.2018
Украинские селяне научились отапливать дом с помощью малины В селе Лосятин Тернопольской области на базе сельскохозяйственного кооператива «Ягодный край» организовано переработку... 23.06.2018
В Украине резко подорожал популярный овощ Цены на морковь уже достигли 30 грн/кг

23.06.2018
Инженеры создали специальные наушники для сна Наушники способны подавлять посторонние звуки и обеспечивать крепкий сон. При этом обычную музыку на них слушать... 23.06.2018
Брекситу 2 года: что ожидает жителей Великобритании после выхода страны из ЕС 23 июня 2016-го состоялся референдум о выходе Великобритании из членства в Европейском союзе. 23.06.2018
На украинском курорте Драгобрат выпал снег (ФОТО) В субботу, 23 июня, в высокогорном горнолыжном курорте Драгобрат на Закарпатье выпал снег. 23.06.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
Украинский бизнес / №23(262) 13 ИЮНЯ 2010
Мелкопоместные стальные бароны    Печатная версия    в избранное
МИНИ-МЕТАЛЛУРГИЯ
Украинская малая металлургия продолжает развиваться, однако запуск каждого нового предприятия вносит нервозность в борьбу за сырье и обостряет конкуренцию на рынке стальной продукции

Во времена СССР, когда было модно ругать Мао Цзедуна, советские идеологи высмеивали его указание выплавлять сталь в каждом китайском дворе. Дескать, современное металлургическое производство должно быть масштабным. Однако тенденция миниатюризации сталеплавильных предприятий (конечно, не до масштаба одного подворья) пришла в Украину и оказывает влияние если не на всю ее экономику, то на многие рынки, связанные с металлургическим производством.

Зима-2009/2010 ознаменовалась серией тихих, но достаточно жестких корпоративных конфликтов на украинском рынке стального лома. Свои вторметы защищала группа «Евро Финанс», под большим вопросом оказалась дальнейшая работа в нашей стране российской компании МАИР. В контексте ожидаемого повышения спроса на лом черных металлов, а следовательно, и роста цен на это сырье, подобные ситуации будут возникать всё чаще.

Потребность в стальном ломе растет в первую очередь за счет пуска новых металлургических мини-заводов (ММЗ), которые в отличие от меткомбинатов для производства стали почти не используют железную руду и чугун. В классической схеме мини-завода сталь производится в дуговых электросталеплавильных печах (ДЭСП), а объем производства не превышает 1,5–1,7 млн тонн в год (в разы меньше, чем на обычных комбинатах).

Первым и крупнейшим отечественным мини-заводом является Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ, ранее ЗАО ММЗ «ИСТИЛ (Украина)»), созданный в 1999 году на базе нескольких цехов Донецкого метзавода. В 2007-м здесь выплавили более миллиона тонн электростали, что до сих пор остается рекордным показателем и своеобразной целью для новых украинских мини-заводов, о строительстве которых регулярно появлялись сообщения в середине 2000-х. Компактные, мобильные, эффективные производства были заветной мечтой для многих инвесторов, рассчитывающих на быстрый возврат вложений.

По мнению начальника отдела анализа рынка черных металлов департамента по вопросам ГМК госпредприятия «Держзовнішінформ» Александра Шейко, одно из основных преимуществ малых сталеплавильных производств — возможность оперативного реагирования на потребности рынка. От подготовки сырья до прокатки товарной продукции на мини-заводе проходит 10–16 часов против полутора-трех дней на меткомбинате. Можно также отметить более низкую ресурсо- и энергоемкость такого производства.

Металлургические мини-заводы не нуждаются в построении разветвленной инфраструктуры, в частности, транспортной. А за счет того, что в их технологической цепочке отсутствует ряд вредных промежуточных переделов (подготовка угля и железорудного сырья, аглодоменное и коксовое производства), достигаются более высокие экологические показатели.

Важны и такие параметры, как сравнительно низкая стоимость строительства, небольшие производственные площади (в пять-восемь раз меньше предприятий «большой металлургии»). Самый дорогой из проектов классических ММЗ, заявленных до кризиса, оценивался менее чем в 750 млн долларов, а инвестиции в каждое из уже построенных предприятий не превысили 200 миллионов. Для сравнения: строительство только первой очереди кислородно-конвертерного цеха Алчевского меткомбината обошлось корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» более чем в миллиард долларов.

 

Успели до кризиса

В первой половине 2008 года был введен в эксплуатацию мини-завод «Электросталь» (Курахово, Донецкая область), который стал первым подобным проектом со времен ДЭМЗ. Распространено мнение, что «Электросталь» составляет единую бизнес-группу с ОАО «Донецкий металлопрокатный завод», однако менеджмент предприятий уточняет, что их сотрудничество основано на рыночных принципах.

Проектная годовая мощность «Электростали» — около 300 тыс. тонн жидкой стали. Но по данным агентства «Металл Курьер», в 2009 году в Курахово было произведено более 410 тыс. тонн продукции, что объяснялось не только выходом на устойчивые рынки сбыта (преимущественно турецкие), но и серьезной оптимизацией производственных процессов.

Прошлый год также стал первым полным годом работы обновленного ЗАО «Азовэлектросталь», реконструкция которого велась с прицелом не только на обеспечение стальным литьем машиностроительных цехов концерна «Азовмаш» (материнская компания, производит цистерны, вагоны, металлургическое оборудование и др.), но и на совместную работу со сторонними потребителями. Сбытовые службы концерна организовали экспорт квадратной заготовки (преимущественно в Турцию и Индию), но более выгодным оказалось сотрудничество с отечественным потребителем. В пресс-центре концерна «Азовмаш» сообщили, что с марта 2010 года прямые отгрузки металла на экспорт прекращены и вся произведенная на «Азовэлектростали» продукция отправляется «Метинвест Холдингу». В пресс-службе этой компании не смогли уточнить, как используется товар ЗАО «Азовэлектросталь», а опрошенные эксперты предположили, что у крупного металлургического холдинга больше возможностей для организации эффективного сбыта. Впрочем, они не исключают перекатку заготовки в сортовой прокат на одном из предприятий «Метинвеста».

Сталеплавильные цеха машиностроительных предприятий Краматорска (АО «Новокраматорский машиностроительный завод» и ОАО «Энергомашспецсталь») также работают по схеме классического ММЗ, и до начала кризиса на них была проведена существенная модернизация. Однако здесь ставилась задача обеспечить должное качество полуфабрикатов для собственных машиностроительных мощностей.

Еще на одном заводе работы завершились к концу 2009 года: ООО «ТСА-Стил Групп» (Павлоград) построило сталеплавильный комплекс годовой мощностью около 250 тыс. тонн. Это предприятие принадлежит непрофильным инвесторам — по неофициальным данным, его учредителями являются производители мороженого из Днепропетровска. Известно, что вплоть до конца апреля плавильное оборудование простаивало, что было связано с кадровыми и сырьевыми проблемами, а также дефицитом оборотных средств. Кроме того, у «ТСА-Стил Групп» возникли сложности с обслуживанием кредита, полученного в Кредитпромбанке. По инициативе банка и с его участием в апреле был подписан договор о стратегическом сотрудничестве группы «Донецксталь» и павлоградского мини-завода, в результате которого производимая там квадратная заготовка станет сырьем для простаивавшего сортопрокатного цеха ЗАО «Донецксталь-МЗ».

 

В ожидании очереди

Из всех заявленных до кризиса проектов в ближайшие полтора-два года ожидается запуск лишь одного нового предприятия — «Интерпайп Сталь» (именно так будет называться электросталеплавильный комплекс, известный сегодня как «Днепросталь»), где ведется монтаж основного оборудования. «Согласно плану строительства, в январе 2011 года будут завершены общестроительные работы, а к марту смонтировано всё оборудование», — сообщил директор по корпоративным отношениям компании «Интерпайп» Олег Кузьмин. Ожидается, что запуск производства в промышленную эксплуатацию состоится в августе 2011 года. Этот электросталеплавильный комплекс (ЭСПК) стоимостью более 610 млн долларов должен заменить мартеновское производство ОАО «Интерпайп НТЗ». Таким образом, компания сможет в восемь раз сократить потребление природного газа в перерасчете на тонну продукции и снизить себестоимость производства стали более чем на 20%.

Запуск ЭСПК изначально был запланирован на прошлый год, однако с наступлением кризиса сроки подверглись существенной коррекции. Кабмин Тимошенко в ноябре 2009-го принял постановление о беспошлинном ввозе металлургического оборудования (ДЭСП, установка «печь-ковш», две машины непрерывного литья заготовок разливки и вакууматор) на общую сумму 140 млн евро. Название компании, получившей такой дорогой подарок, не указывалось, но перечень агрегатов соответствует конфигурации «Интерпайп Сталь».

Политика сыграла ключевую роль и в строительстве, а вернее, его отсутствии, еще двух крупных предприятий Белоцерковского сталепрокатного завода (СПЗ) и ОАО «Ворскла Сталь». Они были презентованы еще в 2004–2005 годах. Но из-за конфликтов, возникавших на экологической и политической почве, заводы до сих пор находятся в подвешенном состоянии. Согласование процесса возведения этих предприятий сопровождалось бурными протестами со стороны местных властей и общественности. Однако менеджмент и собственники неоднократно отмечали, что народные волнения стимулировались той или иной политической силой.

Группа «Евро Финанс» — инвестор завода в Белой Церкви — крупнейший оператор на украинском рынке стального лома (до кризиса ежегодно заготавливалось до 1,5 млн тонн). Ее топ-менеджеры отмечают, что при наличии спроса и соответствующей мотивации этот объем может быть увеличен вдвое, что закроет потребности и существующих клиентов, и собственного предприятия. Ведь согласно расчетам группы, завод в Белой Церкви будет потреблять около 150 тыс. тонн стального лома ежемесячно.

Однако на сегодняшний день из-за отсутствия банковского финансирования холдинг замедлил строительство предприятия. «В январе 2010 года представители одного из крупнейших финансовых учреждений мира сказали нам, что у европейских банков есть деньги, но в нынешнем году они не будут инвестировать в украинские проекты из-за политической нестабильности. Если к сентябрю этого года они убедятся в стабильности в Украине, поймут курс движения страны и необратимость изменений, то вернутся к нашему вопросу в 2011-м», — сообщил вице-президент холдинга «Евро Финанс» Валентин Макаренко. Пока в Белой Церкви будут продолжены подготовительные процессы.

Стоит упомянуть, что в конце 2008 года группа «Евро Финанс» презентовала еще один ММЗ в Ровенской области. «Ровенский проект находится на самой зачаточной стадии. Сегодня на нем приостановлены даже предпроектные работы», — пояснил Макаренко.

На начальной стадии находится и ОАО «Ворскла Сталь» группы «Финансы и Кредит». «Построены вспомогательные помещения (котельная, столовая, стройгородок). Активизация строительных работ, а также их завершение будут зависеть от финансово-экономической ситуации», — отметил директор по корпоративным связям и связям с общественностью ОАО «Ворскла Сталь» Юрий Сылованюк.

Главная особенность этого проекта в том, что здесь намечается построить две установки прямого восстановления железа по технологии Midrex мощностью 1,7 млн тонн каждая. Это позволит отказаться от использования стального лома в пользу окатышей высокой степени металлизации (DRI, до 93% железа) для производства стали. Причем бизнес-план проекта предусматривает продажу DRI и сторонним потребителям.

Подобную технологию восстановления японскую ITMk3 уже несколько лет продвигает компания Hares Engineering, однако сегодня в Украине нет действующих восстановительных установок. Основная причина отказа отечественных предприятий (в том числе и ОАО «Ворскла Сталь») от внедрения японской технологии — отсутствие действующих коммерческих предприятий, использовавших способ производства DRI. Однако в январе нынешнего года компания Steel Dynamics (США) получила первую партию продукции, изготовленной по технологии ITMk3, что, возможно, ускорит ее внедрение и в Украине. Второй фактор, который должен стимулировать появление предприятий по производству железа по технологии прямого восстановления, — растущий дефицит стального лома, который уже сейчас частично компенсируется импортом DRI из России.

 

Ресурсный вопрос

Александр Шейко говорит, что численность персонала на ММЗ в разы отличается от аналогичного показателя интегрированных меткобинатов. «Анализ технико-экономических показателей европейских и американских ММЗ свидетельствует, что оптимальное количество персонала, задействованного в основном производственном процессе, не превышает 300–600 человек. В странах Восточной Европы и СНГ численность рабочих составляет около 800–1200 человек»,— уточнил эксперт. Поэтому основные затраты в мини-заводах — это стальной лом и электроэнергия.

По данным Украинской ассоциации вторичных металлов, в 2009 году украинские металлургические предприятия потребили 10,6 млн тонн стального лома, что на 16% меньше показателя 2008 года. Еще 0,9 млн тонн было экспортировано (+38,3% к предыдущему периоду). С учетом потребностей литейных предприятий украинский рынок стального лома можно оценить в 3,64 млрд долларов.

В ассоциации отмечают, что в прошлом году в Украине удельный расход лома на производство одной  тонны стали составил 325,3 кг. При этом по сравнению с 2008-м сократился расход оборотного лома, который формируется из отходов прокатного производства (обрези). Это объясняется увеличением объемов непрерывной разливки стали и доли полуфабрикатов в структуре экспорта металлопродукции (в 2009-м — с 40 до 51%), в результате чего стальная обрезь формируется уже на зарубежных прокатных предприятиях.

При производстве стали в ДЭСП выдвигаются более высокие требования к качеству и особенно к количеству лома. «При производстве стали в электродуговых печах технологически оправданные нормы расхода стального лома составляют 1050–1100 килограммов на одну тонну стали. В таких странах, как Турция, Египет, Таиланд, Южная Корея, где развит этот способ производства, показатель находится в пределах 1040–1080 килограммов лома на  тонну стали. В Украине это значение, в зависимости от технологического оборудования предприятий, составляет около 1070–1115 килограммов», — поясняет Александр Шейко.

Таким образом, даже появление двух новых электросталеплавильных производств («Днепросталь» и Белоцерковский СПЗ) может разбалансировать ломовой рынок, ведь для обеспечения их загрузки даже на уровне 75% потребуется более 2,5 млн тонн вторичного металла, или увеличение объемов заготовки почти на 25%. А если учесть потребности недавно запущенного предприятия в Павлограде и увеличение загрузки действующих заводов, то получится показатель, существенно превышающий нынешние возможности украинских вторметов. Необходимо также учитывать потребности в металлоломе литейных и машиностроительных предприятий Украины (НКМЗ, Кременчугский сталелитейный завод, Днепропетровский стрелочный завод и др.), а это 700–800 тыс. тонн стального лома ежегодно.

Отраслевые эксперты отмечают, что именно борьба за сырье между заводами «большой металлургии» и новыми мини-игроками станет одним из решающих факторов развития этого сегмента отрасли. Если в 2009-м ММЗ смогли увеличить сбыт готовой продукции благодаря оперативному реагированию на запросы потребителей и низким ценам на стальной лом, то стабилизация ситуации в нынешнем году поставила их в равные условия с меткомбинатами, улучшившими платежную дисциплину в отношениях с заготовителями лома. В начале 2010-го загрузка украинских мини-заводов находилась на уровне 50–60% именно из-за перебоев в поставках лома.

Дальнейшее развитие этого сегмента украинской металлургии может стать поводом не только к переделу рынка стального лома, но и к строительству предприятий по производству железа прямого восстановления, ведь уже в ближайшие годы лома на всех не хватит. Подобная тенденция наблюдается и в соседних странах. Некоторые российские эксперты отмечают, что в 2012 году Россия прекратит экспорт металлургического вторсырья из-за ввода в эксплуатацию новых ДЭСП.

 

 

Железные декларации о намерениях

Заявленные до кризиса проекты мини-заводов можно объединить в три группы.

Первая заводы, которые должны были развить или дополнить имеющуюся производственную цепочку:

• «Электросталь» — обеспечить Донецкий металлопрокатный завод;

• Белоцерковский сталепрокатный завод — продолжить вертикальную интеграцию ломозаготовительного бизнеса;

• «Днепросталь» — обеспечить качественной заготовкой трубные заводы группы, вывести из эксплуатации мартеновское производство;

• «Ворскла Сталь» — продолжить вертикальную интеграцию горнорудного бизнеса с использованием технологии прямого восстановления железа;

• ЗАО «Донецксталь-МЗ» — заменить мартеновский цех предприятия электросталеплавильным.

Вторую крупную группу проектов представили машиностроители — ЗАО «Азовэлектросталь», ОАО «НКМЗ», ОАО «Энергомашспецсталь». Реконструкция сталеплавильных цехов этих предприятий была проведена таким образом, что в результате появились комплексы, соответствующие классической схеме работы ММЗ: ДЭСП — внепечная обработка стали — МНЛЗ — прокатный стан.

Третьей, наиболее призрачной группой, стали проекты, чьи собственники решили создать металлургический бизнес как дань моде середины 2000-х. Тогда спрос на металлопродукцию опережал ее предложение, а активность коммерческих банков на украинском рынке давала надежду найти внешнее финансирование под строительство ММЗ. В частности, были заявлены планы о постройке мини-заводов в Кировограде, Макеевке, Кировоградской и Ровенской областях. Эти проекты так и остались лишь на бумаге.

 



Авторы: Артем Ильин, обозреватель газеты «Экономические известия», специально для «Эксперта»

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице





   карта сайта
Публикации
Борьба за экологию – новый тренд украинской металлургии 08.06.2018
Владимир Тесля: «Если поливают грязью – значит, человек на правильном пути!» 08.06.2018

Новости компаний
Стоит ли отправлять ребенка учиться за рубеж 20.06.2018
Мамина улыбка самая лучшая! Яркие воспоминания детства. Моя мама — самая лучшая в мире и самая красивая. 15.06.2018
Подушка для беременных Состояние беременной женщины и ее будущего ребенка во многом зависит от возможности регулярного полноценного отдыха,... 08.06.2018
Бизнес с Китаем: выбор товара для собственного бизнеса 08.06.2018
Ведение блога: как найти и сохранить подписчиков 07.06.2018
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX








Главная Реклама на сайте Архив Форум
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2018 Эксперт.UA   Реклама на сайте