Новости
Онователь Alibaba прогнозирует сокращение рабочего дян до 4-х часов из-за автоматизации Миллиардер заявил, что через 30 лет человечество ожидает сокращенный рабочий день. 22.06.2017
Сегодня в России начали блокировать домен поисковика Google.ru Инициатором блокировки Google в России была Федеральная налоговая служба. 22.06.2017
В Брюсселе на полях саммита ЕНП проходит в стреча Порошенко и Меркель Президент Украины Петр Порошенко проводит двустороннюю встречу с канцлером Германии Ангелой Меркель. 22.06.2017
Принц Гарри уверяет, что ни у кого из его семьи нет особого рвения к трону Люди бы удивились, узнав, какой обычной жизнью мы живем, я и Уильям. 22.06.2017
В Лондоне первая отставка из-за трагедии с “Гренфелл-Тауэр” Лондонцы требуют наказать виновных в трагедии “Гренфелл Тауэр”. 22.06.2017
В Париже 26 июня состоится встреча Порошенко с Макроном Президент Украины Петр Порошенко прогнозирует переговоры в "нормандском формате" после его встречи с президентом... 22.06.2017
Второй Марс: Ученые допускают его возможное существование Астрономы из Аризонского университета допустили существование в Солнечной системе десятой планеты, по размерам и массе... 22.06.2017
Туск: Работа над соглашением об ассоциации Украины с ЕС завершиться в ближайшие недели Глава Европейского Совета заявил, что в вопросе ассоциации Украины с Евросоюзом Украина ничего не получила даром. 22.06.2017
Шведы инвестируют средства в еще один завод по переработке древесины Компания со шведскими инвестициями "Украинские лесопильни" планирует начать строительство еще одного... 22.06.2017
Вопросы обороны и безопасности ключевые на очередном саммит ЕС О ключевых темах предстоящей встречи лидеров ЕС и решениях, которые они собираются принять, в том числе - о разных... 22.06.2017




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото32552.939+0.676
Серебро431.506+0.432
Платина23865.562-0.426
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.1725.8726.026
EUR29.37528.7529.068
RUB0.4770.3140.433
$/баррельИзм., %Дата
BRENT45.29+1.14Jun
WTI42.8800+0.3265Aug
GAS OIL408.7500-0.8563Jul
Международный бизнес / №27(397) 15 ИЮЛЯ 2013
Дефолт-сити    Печатная версия    в избранное
США
Исторический автомобильный центр мира находится на грани банкротства. Местные власти Детройта пытаются бороться за его возрождение, но готовятся к худшему

Гул автомобилей некогда переполненного Детройта больше не тревожит его жителей. Затяжной спад промышленности сделал его одним из крупнейших городов, который когда-либо становился объектом так называемого обязательного государственного управления, применяемого в США к тем территориям, которые находятся в особо тяжелом состоянии.

Город Детройт должен своим кредиторам почти 20 млрд долларов. Округ Джефферсон штата Алабама, долг которого составлял в четыре раза меньшую сумму, объявил о дефолте еще в 2011-м, однако Детройт держится. Невзирая на более чем 20-процентный уровень безработицы, а также потерю свыше четверти населения за последнее десятилетие, автомобилестроительная столица Штатов надеется на спасение.

Свои надежды Детройт связывает с назначенным в марте антикризисным управляющим Кевином Орром, выводившим когда-то из коллапса автомобильный концерн Chrysler. Перед ним стоит сложнейшая задача: не только договориться с кредиторами, но и найти инвесторов, которые согласятся вложить деньги в увядающую родину автомобилестроения.

В омуте славы

Крупнейший город штата Мичиган, притаившийся на севере США среди Великих озер, прошел классический для Америки путь от небольшого торгового поста Новой Франции, которым он был в начале XVIII века, до мирового промышленного центра и четвертого по величине американского города в середине XX столетия.

Детройт — это типичная трагедия моноотраслевого города. Когда вся экономика региона построена на одной отрасли промышленности, рано или поздно изменение конъюнктуры рынка приводит к упадку

Город стал стремительно развиваться во второй половине 1800-х годов, когда стал центром кораблестроения. Новый век принес новые технологии и новую моду: в 1903 году Генри Форд основал Ford Motor Company и вместе с другими пионерами автомобилестроения, такими, как Уильям Дюрант, братья Додж, Уолтер Крайслер, сделал Детройт автомобильной столицей мира. В 1929 году, перед Великой депрессией, в мире эксплуатировалось около 32 млн автомобилей, более 90% из которых были произведены в США. После Второй мировой войны США пережили новый автомобильный бум. Тогда страна выпускала три четверти всех автомобилей мира.

Такая концентрация промышленности приводила к бешеному притоку рабочей силы. В течение первой половины XX века население Детройта выросло более чем в шесть раз, достигнув двух миллионов человек. При этом сейчас тут втрое меньше жителей.

В пик могущества автомобильного Детройта в городе и его окрестностях работали 35 крупных автомобильных заводов, на которых трудились более 110 тыс. человек. Однако в 1970-х годах американская автомобильная промышленность вошла в длительный штопор экономического спада. «Долгое время в Детройте капитализм работал лучше всего, благодаря чему город на протяжении пяти десятилетий был лучшим местом для предпринимателей. А причиной проблем города стал протекционизм властей, приведший его в то состояние, которое мы видим сейчас», — считает американский экономист, генеральный директор фонда Kauffmann Карл Шрамм.

Это типичная трагедия моноотраслевого города. Когда вся экономика региона построена на одной отрасли промышленности, рано или поздно изменение конъюнктуры рынка приводит к упадку. Борясь с азиатскими производителями за место под солнцем, американский автопром начал реструктуризацию. Выражалась она в децентрализации производства, строительстве новых заводов в пригородах и малых городах Среднего Запада. Автомобильная промышленность вовсю внедряла технологии автоматизации производства, что позволило сокращать расходы на многочисленную армию рабочих. Уже к середине 1970-х Детройт из могучего двигателя американского капитализма превратился в территорию серьезных структурных проблем.

За последние 25 лет занятость в сферах, связанных с производством автомобилей, в штате Мичиган упала на 70%, а с 2000-го по 2008 год только Детройт потерял 150 тыс. рабочих мест. А затем, на волне ипотечного кризиса, наступил еще и кризис продаж: в США реализация легковых автомобилей упала с пиковых 16,2 млн штук в 2007 году до 14,5 млн в 2012-м. Общие продажи «большой тройки» — Chrysler, Ford и General Motors — в 2007–2012 годах сократились вдвое.

На сегодняшний день в городе осталось только 14 заводов, где трудятся около 22 тыс. рабочих. И то работают автогиганты вполсилы. Сотрудники заводов получают в среднем лишь половину традиционной для отрасли заработной платы — 12–14 долларов в час. Официальная безработица колеблется в диапазоне 15–20 процентов, но реально она вдвое больше, так как многие люди отчаялись найти постоянную работу и больше не ходят в центры занятости.

В итоге цены на жилье достигли своего исторического минимума, упав на 35% в течение последних трех лет. Но это средний показатель. Большие участки города либо заброшены, либо почти необитаемы, в них процветает преступность. Туда даже не заезжает полиция. Люди просто бросают свои дома — каждый год количество таких семей достигает восьми тысяч. «Квартиру можно купить за один доллар. Да, это будет пустой, заброшенный дом. Цена поражает и удручает одновременно», — отмечает Мэтью Фостер, менеджер одной из местных риелторских контор.

Бывшая автомобильная столица мира всё еще надеется на то, что Chrysler, Ford и General Motors вернут городу былую славу

Цена халатности

Прежние власти города решили погреть руки на кризисе. В начале марта 2013-го мэр Детройта Куаме Килпатрик, занимавший эту должность до 2008 года, был осужден за коррупцию и взяточничество. Его признали виновным по 24 обвинениям, включая участие в рэкете, мошенничестве и выбивании откатов при заключении городских контрактов. От нынешнего мэра Детройта Дэйва Бинга пользы также немного: он уверен, что исправить финансовую ситуацию до конца текущего десятилетия невозможно.

При таких обстоятельствах решение властей Мичигана о назначении антикризисного менеджера выглядело логичным. «Города с таким количеством проблем, вероятно, нет ни в одном штате. Его проблемы слишком фундаментальны и слишком долго не находили адекватного решения, чтобы ожидать, что Детройт сам с ними справится», — считает губернатор штата Рик Снайдер.

Антикризисный управляющий Кевин Орр отдает себе отчет в степени тяжести положения. «Только полная перестройка финансовой и экономической модели города позволит Детройту восстановить баланс и вернуться на путь процветания», — отмечает он. В своем первом докладе 13 мая Орр выделил основные проблемы Детройта: долгосрочные обязательства на сумму 18,5 млрд долларов (в то время как бюджет на 2013–2014 годы составляет только миллиард долларов), неустойчивость денежного потока и слишком низкий кредитный рейтинг, который в мае был понижен агентством Standard & Poor’s с ССС– до CC с негативным прогнозом. Это уже на десять ступеней ниже инвестиционного уровня. И дефолт гораздо ближе.

Среди насущных проблем города Орр также назвал бюджетный дефицит, который по итогам 2012 года достиг 327 млн долларов, тогда как заработная плата и прочие соцвыплаты составляют почти 629 млн долларов в год. Орр прогнозирует, что если не предпринимать оперативно меры, город может остаться без денег уже к декабрю, и ему будет нечем платить по счетам.

Тем не менее Кевин Орр не теряет надежды поднять Детройт из пепла. Согласно представленному им плану, в ближайшие десять лет планируется вложить 1,25 млрд долларов в развитие города (по задумке Орра, это будут деньги инвесторов), в том числе в обеспечение безопасности и улучшение здравоохранения. Причем почти половина этих средств пойдет на ликвидацию разрушенных и заброшенных зданий.

Также Орр настроен на то, чтобы урезать пенсии и прекратить выплаты по облигациям. «Если продолжить без изменений выплаты по облигациям, пенсиям и страховкам, то к 2017 году долг по ним составит 65 процентов от выручки города. Сейчас он составляет 42,5 процента. Ни в одном другом крупном городе США размер таких обязательств не превышает 20 процентов», — отмечает антикризисный управляющий.

В итоге он уже предложил кредиторам компенсировать по необеспеченным облигациям лишь десять центов за каждый доллар (из общей задолженности в 18,5 млрд долларов необеспеченными являются 11,5 млрд долларов). Потери держателей застрахованных и обеспеченных облигаций будут меньше, однако точные цифры пока неизвестны. Кроме того, Орр решил сдать в аренду или продать муниципальные парковки и передать в аренду штату Мичиган парк Belle Isle (последний шаг поможет городу экономить до шести миллионов долларов ежегодно). По словам Орра, в первую очередь необходимо думать о жителях города, а уже потом о кредиторах. Последним теперь предстоит нелегкий выбор: понести убытки или подать в суд.

Руками оптимистов

В Детройте осталось только 14 заводов, где трудятся около 22 тыс. рабочих. Автогиганты работают вполсилы. Официальная безработица колеблется в диапазоне 15–20 процентов, но реально она вдвое больше

Недорогая недвижимость Детройта также может сыграть весомую роль в его оздоровлении, ведь пустующие площади способны привлечь значительное количество предпринимателей. «Городу нужен план, который позволит бизнесменам почти бесплатно использовать землю и инфраструктуру, с надеждой на то, что они построят успешные компании, обеспечивающие жителей рабочими местами», — считает президент городского совета Детройта Чарльз Пугх.

Уже нашлись те, кто поддержал эту идею. Так, основатель и председатель гиганта ипотечного кредитования Quicken Loans Дэн Гилберт решил начать с оживления двух квадратных миль территории в самом центре Детройта. Он за копейки скупает дома и целые кварталы, перестраивает их под бизнес-нужды и квартиры, обновляет инфраструктуру в надежде расшевелить деловую активность в городе. С 2011 года Гилберт уже потратил на свой проект около миллиарда долларов, скупив более трех миллионов квадратных метров недвижимости.

Кевин Орр обещает сделать невозможное: возродить Детройт меньше чем за полтора года

И Гилберт вовсе не одинок в своем желании возродить Детройт. Многие жители поддерживают его в этом стремлении, находя необычные модели для построения бизнеса в депрессивном регионе. Например, Roco Real Estate — риелторская компания, основанная молодыми предпринимателями, которая фокусируется на приобретении многоквартирных проектов в Детройте, пытаясь увеличить спрос на недвижимость. На сегодня портфель компании стоит уже более ста миллионов долларов. Еще одна организация под названием Pony Ride приобрела 30 тыс. квадратных футов складов и сдает их в аренду местным художникам и предпринимателям, которые ищут возможности для начала бизнеса и собственных проектов и помогут вдохнуть новую жизнь в общину города. Кроме того, открываются специальные центры по развитию бизнеса, сдающие в бесплатную аренду недвижимость под офисы, чтобы начинающие предприниматели могли «протестировать» свое дело в Детройте и понять, есть ли смысл им заниматься.

Отдельные жители Детройта всё еще верят, что такие компании, как Ford или Chrysler, штаб-квартиры которых по-прежнему находятся в городе, тоже смогут поучаствовать в его возрождении. Однако доля автопрома в производственной структуре уже составляет менее 19%. «Возвращение к былому Детройту невозможно. Глобализация и автоматизация производства не позволят этого сделать», — считает активист и участник протестного движения Occupy Detroit Стефен Бойл.

Да и вряд ли это нужно. Безусловно, олигополия «большой тройки» производителей вознесла Детройт на вершину промышленного и социального развития, сделав его одним из лучших городов США для работы и жизни. Но по этой же причине город уже четыре десятилетия борется за выживание. И если Кевин Орр, который обещает исправить ситуацию в городе за год, не справится со своей задачей, Детройт пополнит печальный список банкротов, которыми не так давно объявили себя калифорнийские Мамот-Лейкс, Стоктон и Сан-Бернардино.

 

КОММЕНТАРИЙ

Александр Данковский

Грянула эволюция

Начну не с Детройта, а с родного Харькова. Город по праву считался машиностроительной столицей Украины, да и на карте Союза был заметен. Ходили даже слухи, что он числится в списке приоритетных целей для ядерных ударов блока НАТО, но поди теперь проверь… Автомобилей тут, правда, не делали. Зато собирали тракторы (не только на знаменитом ХТЗ, но и на заводе тракторных самоходных шасси), танки (на заводе им. Малышева), самолеты, двигатели для сельхозтехники, турбины, электромоторы и электрогенераторы, фотоаппараты, магнитофоны, разнообразные комплектующие для энергетики и транспорта, а также в так называемых ящиках много всякого секретного для войны и космоса.

Сегодня часть этих заводов закрыта (как Харьковский завод тракторных двигателей или «Серп и молот»), часть кое-как работает (как тракторный, выпускавший в советское время 40–50 тыс. машин в год, а сегодня — около двух тысяч).

Есть и те предприятия, которые чувствуют себя неплохо (см., например, «Союз турбины и генератора»). Но не они сейчас определяют лицо города. Сегодня лицо Харькова — это рынок Барабашова (он же «Барабан»), успешно конкурирующий с одесским 7-м километром за звание крупнейшего в стране. И те, кто раньше проектировал трактора и собирал самолеты, ныне торгуют турецкими шмотками, китайскими игрушками и болгарским электроинструментом. Мне, как бывшему харьковчанину и бывшему инженеру, это не просто обидно — мне это кажется нерациональным использованием человеческого капитала. Зато, скажут поклонники экономического либерализма, мы видим капитализм в действии: крестьяне теперь имеют возможность купить качественные импортные тракторы, а трудовые ресурсы переключились на деятельность, более востребованную рынком.

Но самое главное — Харьков выстоял. В отличие от Детройта, а также множества мелких украинских шахтерских городков: из первой столицы УССР не побежало население, жилые районы там не превратились в трущобы, населенные призраками, да и квартиру за доллар отнюдь не купишь. Причем нельзя сказать, что это — заслуга власти. Харьковчане адаптировались сами, как умели, что, вроде бы, тоже свидетельствует в пользу свободной экономики.

Правда, любой город не сводится только к экономике. Это — сложный комплекс, это место, где люди не только трудятся, но и живут. Поэтому в том же Детройте в свое время открылся The Detroit Opera House, повидавший и Луи Армстронга, и Дюка Эллингтона. Поэтому в городе появились первые дороги с бетонным покрытием, электрическое освещение улиц, роскошные дома и прочие атрибуты цивилизации, не имеющие прямого отношения к производству автомобилей или кораблей. Детройт в период расцвета гордо именовался эпитетом «Париж Запада».

«Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан», — пишет «Википедия». С этой точки зрения именно государство, а не хозяева машиностроительных заводов, торговых комплексов и базаров, должно предпринимать некие меры, если с комфортом граждан что-то не так. И даже не сами граждане. И тут возникает вопрос: а что делать, если главная причина дискомфорта — экономическая? Должно ли государство вмешиваться в экономику, дабы обеспечить комфорт гражданам? Еще лет десять назад хрестоматийный ответ звучал бы «ни в коем случае». Сегодня уже эксперты отвечают уклончиво: «может быть».

Кстати, нельзя сказать, что харьковские власти ничего не пытались сделать для спасения производства. Еще в середине 1990-х годов тогдашний губернатор Олег Демин, например, лоббировал создание совместного предприятия с немцами, чтобы они на харьковские тракторы ставили свои движки. Но не срослось…

Украинские промышленные города в большинстве своем не падали так глубоко, как американский «ржавый пояс». Но важнейший урок Детройта для нас состоит в диверсификации производства в одном отдельно взятом городе, а также в том, что сегодня власти Детройта активно пытаются город возродить — это считается хорошим тоном. Возрождение украинских депрессивных городков — тоже хороший тон, и «Эксперт» делает свой медиавклад, продолжая цикл публикаций «ПромZona».



Автор: Виталий Дубенский

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС"
Кровь с коньяком
Алкогольные напитки
Рынок рядового алкоголя в Европе и Украине сжимается, а элитного — растет, уверяет управляющий директор Remy Cointreau в Восточной Европе Лешек Карпович
Тьма в окошках
It
Заявление главы корпорации Microsoft Стива Балмера об уходе со своего поста в ближайшие 12 месяцев было неожиданным. Но реакция финансовых рынков показала, что IT-бизнес воспринял эту новость с энтузиазмом. Зато сообщение о том, что та ж корпорация покупает финскую Nokia, было встречено неоднозначно
Трудно быть брендом
Личности
Человек-антивирус Евгений Касперский рассказал, как его увлечение превратилось в компанию с капитализацией в несколько миллиардов долларов
Яхонты Yahoo!
It
Чтобы вернуть компании былую славу флагмана мировой IT-индустрии, новый топ-менеджер Yahoo! Марисса Майер скупает интересные проекты, концентрируется на основных продуктах и шокирует профессиональное сообщество, заставляя сотрудников сидеть в офисе
Nokia: своя игра
It
Между партнерами по Windows Phone — Nokia и Microsoft — пробежала черная кошка. Возможно, смартфонный рынок ждет революция
Шестьдесят три — возраст пенсионный
Казахстан
Спустя 15 лет парламент Казахстана решил вновь перестроить пенсионную систему. Население страны считает, что спешка ни к чему
Растущий квадрат Поднебесной
Китай
Рынок недвижимости Китая страдает от переизбытка предложения и необоснованного роста цен. Вопрос лишь в том, сможет ли страна уберечься от ипотечного кризиса?
Арабский вариант свободной зоны
Свободные Экономические зоны
Заместитель генерального директора СЭЗ «Аджман» Надер Элдесоуки рассказал о преимуществах и особенностях территорий с особыми условиями ведения бизнеса
Прощание с классикой
Альтернативные инвестиции
Разуверившись в акциях и валюте, инвесторы обратили свое внимание на альтернативные источники дохода, зарабатывая на земле, предметах роскоши и антиквариате
Жесткий Контакт
It
Российская социальная сеть «ВКонтакте» сменила владельцев. Теперь на ее развитие будет оказывать влияние энергетический магнат Илья Щербович



   карта сайта
Публикации
Криптовалюта E-Dinar Coin получила новый статус 17.01.2017
Стоило ли «разменивать» Шокина? 19.12.2016

Новости компаний
Топ-3 универсальных регистраторов для системы видеонаблюдения Сложно представить эффективную современную охранную систему без продуманного видеонаблюдения. А его основой всегда... 19.06.2017
В июне в продажу поступил новый смартфон Moto Z2 Play от Lenovo В линейке модульных смартфонов Lenovo Moto пополнение. В июне в продаже появилась новинка – Moto Z2 Play. Модель... 15.06.2017
Реалистичная игра с живым дилером в лицензированном онлайн казино 02.06.2017
Очки – это не просто модно и красиво, но еще и полезно! 30.05.2017
«Волшебный набор» от «Мэри Кэй» «Волшебный набор» от «Мэри Кэй» — это инновационный прорыв в мире косметики, дающий потрясающие антивозрастные... 22.05.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #27(397) 15 ИЮЛЯ
Повестка дня
Побьют за свободу торговли
Цены снова набирают ход
«Ноль» ушел в прошлое
Олигарх-нонконформист
LIBOR переезжает за океан
Метро до «Ашана»
Полувоенный фараон
Героин как неотъемлемая часть политики
Дотанцевались
ЦИФРЫ НЕДЕЛИ
Тема недели
Однополое решение
ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ
Гомосексуализм как таран
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Украинский бизнес
В пыль дорог
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Был город химиков, стал город сырников
ПРОМZONA: ШОСТКА
Центр Вселенной местного масштаба
ПРОМZONA: ШОСТКА
Переоценка оценки
МНЕНИЕ
Двухъядерный процесс
АТОМНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Эпицентричное поведение
Мечты о малом небе
«Забравши деяких троянцiв»*
Международный бизнес
Дефолт-сити
США
Экономика и финансы
Непобедимая формула дерибана
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Политика
Где у Киева голова?
КИЕВ
Культура
Украинская мечта Татьяны Засухи
НОВЫЕ ДВОРЯНСКИЕ ГНЕЗДА
Книги
Экономический глобус
Галерея
Выставка Александра Родченко REVOLUTION DER FOTOGRAFIE
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте