Новости
Владимир Омелян рассказал о масштабных планах по строительству автомагистралей в Украине В следующем году начнется строительство коммерческой автомагистрали протяженностью 80 км, которая объединит Львов с... 24.06.2018
NASA показали новый снимок с Юпитера В момент снимка аппарат находился на расстоянии 15500 километров от пика облаков планеты. 24.06.2018
В Тернопольской области в честь Небесной сотни высадили яблоневый сад В селе Росоховатец на Тернопольщине проходит региональный фестиваль. 24.06.2018
Украинская армия начала испытания огневого комплекса "Охотник" Вооруженные силы Украины испытывают роботизированный надзорно-огневой комплекс "Охотник". 24.06.2018
С сегодняшнего дня женщины Саудовской Аравии могут водить машину (ВИДЕО) Женщины в Саудовской Аравии утром 24 июня выехали на своих автомобилях на улицы городов. 24.06.2018
Налоговики создадут систему контроля над табачным рынком в Украине Государственная фискальная служба вместе с представителями бизнеса пришли к решению создания электронной системы... 24.06.2018
Стало известно, как отрасль экономики в Украине является самой тенизированной В 2017 году лидером среди наиболее тенизированных отраслей экономики стала добывающая промышленность с долей в 39%. Об... 24.06.2018
Украину не покидают дожди и грозы Сегодня в Украине ожидаются грозы, сильные ливни, град и шквалы. Об этом сообщает пресс-служба ГСЧС. 24.06.2018
В Турции начались досрочные президентские и парламентские выборы В отличие от многих предыдущих выборов, в этот раз у Эрдогана появился сильный соперник. 24.06.2018
Украинцы сегодня отмечают День молодежи Сегодня в Украине отмечается День молодежи. Согласно Указу президента Украины от 22 июня 1994 года он празднуется... 24.06.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
Международный бизнес / №27(397) 14 ИЮЛЯ 2013
Дефолт-сити    Печатная версия    в избранное
США
Исторический автомобильный центр мира находится на грани банкротства. Местные власти Детройта пытаются бороться за его возрождение, но готовятся к худшему

Гул автомобилей некогда переполненного Детройта больше не тревожит его жителей. Затяжной спад промышленности сделал его одним из крупнейших городов, который когда-либо становился объектом так называемого обязательного государственного управления, применяемого в США к тем территориям, которые находятся в особо тяжелом состоянии.

Город Детройт должен своим кредиторам почти 20 млрд долларов. Округ Джефферсон штата Алабама, долг которого составлял в четыре раза меньшую сумму, объявил о дефолте еще в 2011-м, однако Детройт держится. Невзирая на более чем 20-процентный уровень безработицы, а также потерю свыше четверти населения за последнее десятилетие, автомобилестроительная столица Штатов надеется на спасение.

Свои надежды Детройт связывает с назначенным в марте антикризисным управляющим Кевином Орром, выводившим когда-то из коллапса автомобильный концерн Chrysler. Перед ним стоит сложнейшая задача: не только договориться с кредиторами, но и найти инвесторов, которые согласятся вложить деньги в увядающую родину автомобилестроения.

В омуте славы

Крупнейший город штата Мичиган, притаившийся на севере США среди Великих озер, прошел классический для Америки путь от небольшого торгового поста Новой Франции, которым он был в начале XVIII века, до мирового промышленного центра и четвертого по величине американского города в середине XX столетия.

Детройт — это типичная трагедия моноотраслевого города. Когда вся экономика региона построена на одной отрасли промышленности, рано или поздно изменение конъюнктуры рынка приводит к упадку

Город стал стремительно развиваться во второй половине 1800-х годов, когда стал центром кораблестроения. Новый век принес новые технологии и новую моду: в 1903 году Генри Форд основал Ford Motor Company и вместе с другими пионерами автомобилестроения, такими, как Уильям Дюрант, братья Додж, Уолтер Крайслер, сделал Детройт автомобильной столицей мира. В 1929 году, перед Великой депрессией, в мире эксплуатировалось около 32 млн автомобилей, более 90% из которых были произведены в США. После Второй мировой войны США пережили новый автомобильный бум. Тогда страна выпускала три четверти всех автомобилей мира.

Такая концентрация промышленности приводила к бешеному притоку рабочей силы. В течение первой половины XX века население Детройта выросло более чем в шесть раз, достигнув двух миллионов человек. При этом сейчас тут втрое меньше жителей.

В пик могущества автомобильного Детройта в городе и его окрестностях работали 35 крупных автомобильных заводов, на которых трудились более 110 тыс. человек. Однако в 1970-х годах американская автомобильная промышленность вошла в длительный штопор экономического спада. «Долгое время в Детройте капитализм работал лучше всего, благодаря чему город на протяжении пяти десятилетий был лучшим местом для предпринимателей. А причиной проблем города стал протекционизм властей, приведший его в то состояние, которое мы видим сейчас», — считает американский экономист, генеральный директор фонда Kauffmann Карл Шрамм.

Это типичная трагедия моноотраслевого города. Когда вся экономика региона построена на одной отрасли промышленности, рано или поздно изменение конъюнктуры рынка приводит к упадку. Борясь с азиатскими производителями за место под солнцем, американский автопром начал реструктуризацию. Выражалась она в децентрализации производства, строительстве новых заводов в пригородах и малых городах Среднего Запада. Автомобильная промышленность вовсю внедряла технологии автоматизации производства, что позволило сокращать расходы на многочисленную армию рабочих. Уже к середине 1970-х Детройт из могучего двигателя американского капитализма превратился в территорию серьезных структурных проблем.

За последние 25 лет занятость в сферах, связанных с производством автомобилей, в штате Мичиган упала на 70%, а с 2000-го по 2008 год только Детройт потерял 150 тыс. рабочих мест. А затем, на волне ипотечного кризиса, наступил еще и кризис продаж: в США реализация легковых автомобилей упала с пиковых 16,2 млн штук в 2007 году до 14,5 млн в 2012-м. Общие продажи «большой тройки» — Chrysler, Ford и General Motors — в 2007–2012 годах сократились вдвое.

На сегодняшний день в городе осталось только 14 заводов, где трудятся около 22 тыс. рабочих. И то работают автогиганты вполсилы. Сотрудники заводов получают в среднем лишь половину традиционной для отрасли заработной платы — 12–14 долларов в час. Официальная безработица колеблется в диапазоне 15–20 процентов, но реально она вдвое больше, так как многие люди отчаялись найти постоянную работу и больше не ходят в центры занятости.

В итоге цены на жилье достигли своего исторического минимума, упав на 35% в течение последних трех лет. Но это средний показатель. Большие участки города либо заброшены, либо почти необитаемы, в них процветает преступность. Туда даже не заезжает полиция. Люди просто бросают свои дома — каждый год количество таких семей достигает восьми тысяч. «Квартиру можно купить за один доллар. Да, это будет пустой, заброшенный дом. Цена поражает и удручает одновременно», — отмечает Мэтью Фостер, менеджер одной из местных риелторских контор.

Бывшая автомобильная столица мира всё еще надеется на то, что Chrysler, Ford и General Motors вернут городу былую славу

Цена халатности

Прежние власти города решили погреть руки на кризисе. В начале марта 2013-го мэр Детройта Куаме Килпатрик, занимавший эту должность до 2008 года, был осужден за коррупцию и взяточничество. Его признали виновным по 24 обвинениям, включая участие в рэкете, мошенничестве и выбивании откатов при заключении городских контрактов. От нынешнего мэра Детройта Дэйва Бинга пользы также немного: он уверен, что исправить финансовую ситуацию до конца текущего десятилетия невозможно.

При таких обстоятельствах решение властей Мичигана о назначении антикризисного менеджера выглядело логичным. «Города с таким количеством проблем, вероятно, нет ни в одном штате. Его проблемы слишком фундаментальны и слишком долго не находили адекватного решения, чтобы ожидать, что Детройт сам с ними справится», — считает губернатор штата Рик Снайдер.

Антикризисный управляющий Кевин Орр отдает себе отчет в степени тяжести положения. «Только полная перестройка финансовой и экономической модели города позволит Детройту восстановить баланс и вернуться на путь процветания», — отмечает он. В своем первом докладе 13 мая Орр выделил основные проблемы Детройта: долгосрочные обязательства на сумму 18,5 млрд долларов (в то время как бюджет на 2013–2014 годы составляет только миллиард долларов), неустойчивость денежного потока и слишком низкий кредитный рейтинг, который в мае был понижен агентством Standard & Poor’s с ССС– до CC с негативным прогнозом. Это уже на десять ступеней ниже инвестиционного уровня. И дефолт гораздо ближе.

Среди насущных проблем города Орр также назвал бюджетный дефицит, который по итогам 2012 года достиг 327 млн долларов, тогда как заработная плата и прочие соцвыплаты составляют почти 629 млн долларов в год. Орр прогнозирует, что если не предпринимать оперативно меры, город может остаться без денег уже к декабрю, и ему будет нечем платить по счетам.

Тем не менее Кевин Орр не теряет надежды поднять Детройт из пепла. Согласно представленному им плану, в ближайшие десять лет планируется вложить 1,25 млрд долларов в развитие города (по задумке Орра, это будут деньги инвесторов), в том числе в обеспечение безопасности и улучшение здравоохранения. Причем почти половина этих средств пойдет на ликвидацию разрушенных и заброшенных зданий.

Также Орр настроен на то, чтобы урезать пенсии и прекратить выплаты по облигациям. «Если продолжить без изменений выплаты по облигациям, пенсиям и страховкам, то к 2017 году долг по ним составит 65 процентов от выручки города. Сейчас он составляет 42,5 процента. Ни в одном другом крупном городе США размер таких обязательств не превышает 20 процентов», — отмечает антикризисный управляющий.

В итоге он уже предложил кредиторам компенсировать по необеспеченным облигациям лишь десять центов за каждый доллар (из общей задолженности в 18,5 млрд долларов необеспеченными являются 11,5 млрд долларов). Потери держателей застрахованных и обеспеченных облигаций будут меньше, однако точные цифры пока неизвестны. Кроме того, Орр решил сдать в аренду или продать муниципальные парковки и передать в аренду штату Мичиган парк Belle Isle (последний шаг поможет городу экономить до шести миллионов долларов ежегодно). По словам Орра, в первую очередь необходимо думать о жителях города, а уже потом о кредиторах. Последним теперь предстоит нелегкий выбор: понести убытки или подать в суд.

Руками оптимистов

В Детройте осталось только 14 заводов, где трудятся около 22 тыс. рабочих. Автогиганты работают вполсилы. Официальная безработица колеблется в диапазоне 15–20 процентов, но реально она вдвое больше

Недорогая недвижимость Детройта также может сыграть весомую роль в его оздоровлении, ведь пустующие площади способны привлечь значительное количество предпринимателей. «Городу нужен план, который позволит бизнесменам почти бесплатно использовать землю и инфраструктуру, с надеждой на то, что они построят успешные компании, обеспечивающие жителей рабочими местами», — считает президент городского совета Детройта Чарльз Пугх.

Уже нашлись те, кто поддержал эту идею. Так, основатель и председатель гиганта ипотечного кредитования Quicken Loans Дэн Гилберт решил начать с оживления двух квадратных миль территории в самом центре Детройта. Он за копейки скупает дома и целые кварталы, перестраивает их под бизнес-нужды и квартиры, обновляет инфраструктуру в надежде расшевелить деловую активность в городе. С 2011 года Гилберт уже потратил на свой проект около миллиарда долларов, скупив более трех миллионов квадратных метров недвижимости.

Кевин Орр обещает сделать невозможное: возродить Детройт меньше чем за полтора года

И Гилберт вовсе не одинок в своем желании возродить Детройт. Многие жители поддерживают его в этом стремлении, находя необычные модели для построения бизнеса в депрессивном регионе. Например, Roco Real Estate — риелторская компания, основанная молодыми предпринимателями, которая фокусируется на приобретении многоквартирных проектов в Детройте, пытаясь увеличить спрос на недвижимость. На сегодня портфель компании стоит уже более ста миллионов долларов. Еще одна организация под названием Pony Ride приобрела 30 тыс. квадратных футов складов и сдает их в аренду местным художникам и предпринимателям, которые ищут возможности для начала бизнеса и собственных проектов и помогут вдохнуть новую жизнь в общину города. Кроме того, открываются специальные центры по развитию бизнеса, сдающие в бесплатную аренду недвижимость под офисы, чтобы начинающие предприниматели могли «протестировать» свое дело в Детройте и понять, есть ли смысл им заниматься.

Отдельные жители Детройта всё еще верят, что такие компании, как Ford или Chrysler, штаб-квартиры которых по-прежнему находятся в городе, тоже смогут поучаствовать в его возрождении. Однако доля автопрома в производственной структуре уже составляет менее 19%. «Возвращение к былому Детройту невозможно. Глобализация и автоматизация производства не позволят этого сделать», — считает активист и участник протестного движения Occupy Detroit Стефен Бойл.

Да и вряд ли это нужно. Безусловно, олигополия «большой тройки» производителей вознесла Детройт на вершину промышленного и социального развития, сделав его одним из лучших городов США для работы и жизни. Но по этой же причине город уже четыре десятилетия борется за выживание. И если Кевин Орр, который обещает исправить ситуацию в городе за год, не справится со своей задачей, Детройт пополнит печальный список банкротов, которыми не так давно объявили себя калифорнийские Мамот-Лейкс, Стоктон и Сан-Бернардино.

 

КОММЕНТАРИЙ

Александр Данковский

Грянула эволюция

Начну не с Детройта, а с родного Харькова. Город по праву считался машиностроительной столицей Украины, да и на карте Союза был заметен. Ходили даже слухи, что он числится в списке приоритетных целей для ядерных ударов блока НАТО, но поди теперь проверь… Автомобилей тут, правда, не делали. Зато собирали тракторы (не только на знаменитом ХТЗ, но и на заводе тракторных самоходных шасси), танки (на заводе им. Малышева), самолеты, двигатели для сельхозтехники, турбины, электромоторы и электрогенераторы, фотоаппараты, магнитофоны, разнообразные комплектующие для энергетики и транспорта, а также в так называемых ящиках много всякого секретного для войны и космоса.

Сегодня часть этих заводов закрыта (как Харьковский завод тракторных двигателей или «Серп и молот»), часть кое-как работает (как тракторный, выпускавший в советское время 40–50 тыс. машин в год, а сегодня — около двух тысяч).

Есть и те предприятия, которые чувствуют себя неплохо (см., например, «Союз турбины и генератора»). Но не они сейчас определяют лицо города. Сегодня лицо Харькова — это рынок Барабашова (он же «Барабан»), успешно конкурирующий с одесским 7-м километром за звание крупнейшего в стране. И те, кто раньше проектировал трактора и собирал самолеты, ныне торгуют турецкими шмотками, китайскими игрушками и болгарским электроинструментом. Мне, как бывшему харьковчанину и бывшему инженеру, это не просто обидно — мне это кажется нерациональным использованием человеческого капитала. Зато, скажут поклонники экономического либерализма, мы видим капитализм в действии: крестьяне теперь имеют возможность купить качественные импортные тракторы, а трудовые ресурсы переключились на деятельность, более востребованную рынком.

Но самое главное — Харьков выстоял. В отличие от Детройта, а также множества мелких украинских шахтерских городков: из первой столицы УССР не побежало население, жилые районы там не превратились в трущобы, населенные призраками, да и квартиру за доллар отнюдь не купишь. Причем нельзя сказать, что это — заслуга власти. Харьковчане адаптировались сами, как умели, что, вроде бы, тоже свидетельствует в пользу свободной экономики.

Правда, любой город не сводится только к экономике. Это — сложный комплекс, это место, где люди не только трудятся, но и живут. Поэтому в том же Детройте в свое время открылся The Detroit Opera House, повидавший и Луи Армстронга, и Дюка Эллингтона. Поэтому в городе появились первые дороги с бетонным покрытием, электрическое освещение улиц, роскошные дома и прочие атрибуты цивилизации, не имеющие прямого отношения к производству автомобилей или кораблей. Детройт в период расцвета гордо именовался эпитетом «Париж Запада».

«Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан», — пишет «Википедия». С этой точки зрения именно государство, а не хозяева машиностроительных заводов, торговых комплексов и базаров, должно предпринимать некие меры, если с комфортом граждан что-то не так. И даже не сами граждане. И тут возникает вопрос: а что делать, если главная причина дискомфорта — экономическая? Должно ли государство вмешиваться в экономику, дабы обеспечить комфорт гражданам? Еще лет десять назад хрестоматийный ответ звучал бы «ни в коем случае». Сегодня уже эксперты отвечают уклончиво: «может быть».

Кстати, нельзя сказать, что харьковские власти ничего не пытались сделать для спасения производства. Еще в середине 1990-х годов тогдашний губернатор Олег Демин, например, лоббировал создание совместного предприятия с немцами, чтобы они на харьковские тракторы ставили свои движки. Но не срослось…

Украинские промышленные города в большинстве своем не падали так глубоко, как американский «ржавый пояс». Но важнейший урок Детройта для нас состоит в диверсификации производства в одном отдельно взятом городе, а также в том, что сегодня власти Детройта активно пытаются город возродить — это считается хорошим тоном. Возрождение украинских депрессивных городков — тоже хороший тон, и «Эксперт» делает свой медиавклад, продолжая цикл публикаций «ПромZona».



Автор: Виталий Дубенский

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС"
Кровь с коньяком
Алкогольные напитки
Рынок рядового алкоголя в Европе и Украине сжимается, а элитного — растет, уверяет управляющий директор Remy Cointreau в Восточной Европе Лешек Карпович
Тьма в окошках
It
Заявление главы корпорации Microsoft Стива Балмера об уходе со своего поста в ближайшие 12 месяцев было неожиданным. Но реакция финансовых рынков показала, что IT-бизнес воспринял эту новость с энтузиазмом. Зато сообщение о том, что та ж корпорация покупает финскую Nokia, было встречено неоднозначно
Трудно быть брендом
Личности
Человек-антивирус Евгений Касперский рассказал, как его увлечение превратилось в компанию с капитализацией в несколько миллиардов долларов
Яхонты Yahoo!
It
Чтобы вернуть компании былую славу флагмана мировой IT-индустрии, новый топ-менеджер Yahoo! Марисса Майер скупает интересные проекты, концентрируется на основных продуктах и шокирует профессиональное сообщество, заставляя сотрудников сидеть в офисе
Nokia: своя игра
It
Между партнерами по Windows Phone — Nokia и Microsoft — пробежала черная кошка. Возможно, смартфонный рынок ждет революция
Шестьдесят три — возраст пенсионный
Казахстан
Спустя 15 лет парламент Казахстана решил вновь перестроить пенсионную систему. Население страны считает, что спешка ни к чему
Растущий квадрат Поднебесной
Китай
Рынок недвижимости Китая страдает от переизбытка предложения и необоснованного роста цен. Вопрос лишь в том, сможет ли страна уберечься от ипотечного кризиса?
Арабский вариант свободной зоны
Свободные Экономические зоны
Заместитель генерального директора СЭЗ «Аджман» Надер Элдесоуки рассказал о преимуществах и особенностях территорий с особыми условиями ведения бизнеса
Прощание с классикой
Альтернативные инвестиции
Разуверившись в акциях и валюте, инвесторы обратили свое внимание на альтернативные источники дохода, зарабатывая на земле, предметах роскоши и антиквариате
Жесткий Контакт
It
Российская социальная сеть «ВКонтакте» сменила владельцев. Теперь на ее развитие будет оказывать влияние энергетический магнат Илья Щербович





   карта сайта
Публикации
Борьба за экологию – новый тренд украинской металлургии 08.06.2018
Владимир Тесля: «Если поливают грязью – значит, человек на правильном пути!» 08.06.2018

Новости компаний
Стоит ли отправлять ребенка учиться за рубеж 20.06.2018
Мамина улыбка самая лучшая! Яркие воспоминания детства. Моя мама — самая лучшая в мире и самая красивая. 15.06.2018
Подушка для беременных Состояние беременной женщины и ее будущего ребенка во многом зависит от возможности регулярного полноценного отдыха,... 08.06.2018
Бизнес с Китаем: выбор товара для собственного бизнеса 08.06.2018
Ведение блога: как найти и сохранить подписчиков 07.06.2018
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX








Главная Реклама на сайте Архив Форум
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2018 Эксперт.UA   Реклама на сайте