Новости
В Чили началось строительство крупнейшего в мире телескопа "Европейский экстремально большой телескоп" планируют смонтировать к 2024 году. 27.05.2017
Авария в Анкаре: Перевернулся пассажирский автобус, погибли 8 человек Автобус выполнял междугородний рейс Кастамону-Анкара, когда попал в ДТП из-за того, что водитель заснул за рулем. 27.05.2017
Эстония проводит консультации с США по возможному участию в коалиции против ИГИЛ Сейчас Эстония принимает участие в тренировочной миссии в Ираке. 27.05.2017
На саммите G7 Тереза Мэй объявила интернет-войну терроризму Лидеры стран-участниц Большой семерки пришли в пятницу, 26 мая, к договоренности о совместной борьбе с терроризмом. 27.05.2017
США впервые проведут испытания системы ПРО против межконтинентальных баллистических ракет Это ответ США на военную активность КНДР. 27.05.2017
Советник Трампа: США могут ужесточить санкции против РФ США не будут смягчать санкции против России и даже не исключают их ужесточения. 27.05.2017
Меланезия: Родина темнокожих людей со светлыми волосами Сначала ученые считали, что ген светлых волос достался островитянам от британских, немецких и австралийских... 27.05.2017
В Малайзии шестеро задержаны по подозрению в связях с "Исламским государством" Подозреваемые были задержаны в ходе рейдов в четырех штатах страны с 23 по 26 мая. 27.05.2017
Украинские военные будут задействованы в многонациональных учениях в Германии С украинскими военными проведут занятия по особенностям осмотра местности и зданий, а также проведению разминирования. 27.05.2017
Збигнев Бжезинский: Ключевые высказывания о войне России против Украины На 90 году жизни в США умер известный политолог Збигнев Бжезинский. 27.05.2017




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33326.891+0.904
Серебро455.511+1.08
Платина25028.100+1.328
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.37526.0526.345
EUR29.71528.8929.496
RUB0.490.3260.464
$/баррельИзм., %Дата
BRENT52.15+1.75May
WTI49.8000+1.8072Jul
GAS OIL461.2500-2.8726Jun
Тема недели / №34(401) 09 СЕНТЯБРЯ 2013
Передел перевалки    Печатная версия    в избранное
МОРСКИЕ ЗЕРНОВЫЕ ТЕРМИНАЛЫ
В стране открываются новые портовые терминалы по перевалке зерна. Да, Украину снова ждет немалый его урожай, но существующие перевалочные мощности недозагружены. Однако и гавани, и инвесторы на что-то рассчитывают

Уже больше месяца жители улиц Железнодорожной и Космонавтов, ведущих в погрузочный район Николаевского морского торгового порта (МТП), обозревают из своих окон застывшую под солнцем длинную вереницу фур с зерном. Машины по трое-четверо суток стоят на дорогах, и пешеходам приходится лавировать между ними, поскольку тротуаров в этом районе нет.

Шум, пыль, неприятный запах (водители используют кусты на обочине в качестве туалета) будут сопровождать горожан минимум до середины осени. Ведь сейчас зерно только свозится к элеваторам в морских гаванях.

Мощности в рост

Осень для многих украинских портовых элеваторов — время работы на пределе. Свыше 90% зерновых из Украины уходит на морских судах (насыпью или в контейнерах). В большинстве случаев для формирования экспортных партий используются портовые зерновые терминалы. Основной поток зерна (более 60%) через зерновые терминалы в портах проходит с июня по декабрь, а пик приходится на ноябрь-декабрь, когда мощности загружены на 90%.

В Украине перевалка зерна на портовом терминале может стоить 15–20 долларов за тонну против шести евро в Европе

Прогноз урожая зерновых в этом году более чем оптимистичен. Например, консалтинговое агентство ААА ожидает, что страна соберет рекордные 62,15 млн тонн при экспорте не менее 30,6 млн тонн. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, по состоянию на 30 августа страна обмолотила зерновые и зернобобовые культуры на 10,6 млн га, собрав 32,7 млн тонн.

Такие цифры вселяют во владельцев перевалочных мощностей оптимизм, а представителей аграрного бизнеса заставляют задуматься о строительстве собственных зерновых терминалов. Ведь самый важный вопрос после сбора урожая — его сохранение и экспорт. Эксперты оценивают внутренние потребности Украины в 26–27 млн тонн, а значит, учитывая урожаи последних лет, 23–27 млн тонн подлежит вывозу.

Правда, по оценкам информационно-консалтингового центра «Центр транспортных стратегий» (ЦТС), мощности по перевалке зерновых в украинских портах составляют около 44,1 млн тонн в год с возможностью единовременного хранения почти 2,4 млн тонн. В информационно-аналитическом агентстве «АПК-Информ» мощности по перевалке зерновых в морских портах оценивают в 50,9 млн тонн, единовременного хранения — 2,2 млн тонн. То есть, если сопоставить годовые мощности с годовым экспортом, то дефицита вроде бы нет.

Но, судя по анонсированным планам, инвесторы и порты намерены в ближайшие годы минимум удвоить существующие мощности. Так, стивидорная компания «Бруклин-Киев» строит на территории Одесского морского торгового порта зерновой терминал общей мощностью четыре миллиона тонн в год. Весь проект (две очереди) оценивается в 125 млн долларов, из которых почти 90 млн — деньги стивидора, еще 35 млн — средства порта. Стоимость сооружения первой очереди, по словам директора «Бруклин-Киев порт» Юрия Губанкова, составила 38 млн долларов. Этот терминал станет четвертым по счету зерновым перегрузочным комплексом Одесского порта.

Строит зерновой терминал в своем порту «Ника-Тера» и Дмитрий Фирташ (см. «Фирт-порт»). В его планах  — возвести зерновой склад мощностью около шести миллионов тонн в год. Объем инвестиций составит примерно 150 млн долларов, но это с учетом строительства в порту склада для карбамида.

О масштабных задачах заявил и украинский бизнесмен Олег Бахматюк. Принадлежащий ему агрохолдинг  «Укрлэндфарминг» намерен к 2016 году построить в районе порта «Южный» зерновой терминал мощностью пять миллионов тонн в год (см. «Нужны амбары»). По словам Бахматюка, для реализации поставленной задачи ему будет необходимо свыше 700 млн долларов.

Анонсировала свой проект также компания Cargill (4,5 млн тонн в год по перевалке зерна и масличных в Ильичевском МТП).

Есть планы по развитию мощностей у стивидорной компании «Авлита» (Севастополь, нынешний объем единовременного хранения зернового терминала — 170 тыс. тонн, годовая мощность перевалки — 3500 млн тонн), входящей в структуру холдинга «Портинвест» Рината Ахметова. Этот же холдинг ведет предпроектные изыскания по созданию кластера в порту «Южный» на принадлежащем ему земельном участке (см. «Пирсинг и причалинг»).

Об аналогичных задачах в апреле этого года заявляли в американской корпорации Bunge — речь шла о расширении элеватора компании на территории Николаевского МТП.

В целом беглое изучение инвестиционных программ украинских морских портов показало, что морские ворота Украины к 2016 году предполагают увеличить рост перевалки более чем на 41 млн тонн.

Избыток, но не того

Если посмотреть на реальные показатели по обработке зерна в портах, становится ясно: в морских гаванях имеется избыток перевалочных мощностей.

По данным ЦТС, коэффициент средней загрузки зерновых терминалов в прошлом году составил 76% (с учетом транзита). Наиболее загруженными оказались три порта Большой Одессы (Одесский МТП — 88%, «Южный» — 84%, Ильичевский МТП — 53%), Николаевский МТП (135%) и терминалы компаний «Нибулон» (127%) и «Авлита» (60%). У остальных показатели намного ниже: в среднем около 35–45%.

Иными словами, сейчас относительно хорошо обеспечены работой лишь терминалы, расположенные на территориях глубоководных портов. Именно сюда стекаются основные грузы, создавая в пиковые месяцы недостаток мощностей по перевалке, из-за чего зерно на некоторых объектах отгружается из вагонов прямо на суда. А это неудобно: дефицитные транспортные средства превращаются в склады на колесах, график формирования и движения составов приходится «подвязывать» к срокам прихода корабля, да и при погрузке много зерна теряется. По оценкам Геннадия Скворцова, бывшего президента Ассоциации морских портов Украины, сегодня таким образом перегружается до шести миллионов тонн зерновых, то есть примерно четверть всего объема их экспорта.

Вероятно, именно такое положение вещей дает некоторым участникам рынка основания говорить о недостатке зерновых терминалов. Но вывоз зерна очередного урожая прекращается в конце зимы, а потом большинство терминалов простаивает. «Острого дефицита перевалочных мощностей по зерновым нет. Почти каждый крупный морской терминал по перевалке зерна интегрирован в структуру одного собственника — это производитель-экспортер или зернотрейдер. Требуемую мощность определяет владелец терминала, руководствуясь планируемыми объемами. Инжиниринговая компания, проектирующая любой терминал, в определении мощности всегда учитывает неравномерность прибытия груза или морских судов. Поэтому используется коэффициент запаса производительности оборудования по отношению к планируемому объему перевалки. Он может достигать 30 процентов», — говорит генеральный директор компании «Портинвест» Александр Смирнов.

Интерес к массовым инвестициям в эту сферу он объясняет ростом объемов по перевалке кукурузы: почти все новые терминалы будут возведены со специальным оборудованием для обработки этой культуры. А нынешние мощности больше ориентированы на пшеницу.

Есть и другие факторы, например, плохая транспортная инфраструктура и отсутствие современного оборудования по перегрузке зерновых. Чтобы погрузочные машины на причалах работали в полную силу, необходима бесперебойная подача на них с элеваторов, но существующих мощностей по единоразовому хранению в 2,2–2,4 млн тонн для этого недостаточно. Эксперты считают, что такие емкости должны быть как минимум на 30% больше.

По-прежнему актуален вопрос железнодорожного подъезда к портам и терминалам. Источники «Эксперта» в портовой отрасли сетуют: после прихода на пост министра инфраструктуры железнодорожника Владимира Козака на надеждах строительства путей к морским гаваням можно ставить крест. Такие переговоры с железнодорожным ведомством ранее вел почти каждый порт. По словам знающих людей, даже были достигнуты предварительные договоренности об участии железных дорог в строительных работах «из половинного интереса»: 50% работ оплачивал бы либо сам порт, либо инвестор. Сегодня в Мининфраструктуры предлагают инвесторам и портам строить целиком за свой счет. Стоимость сооружения одного километра железнодорожного пути — 3–3,5 млн долларов.

Простые сложности

Есть и иные объяснения интереса портовиков и инвесторов к зерновой теме. Вывоз других традиционных грузов — металла, удобрений — из страны в последнее время падает. А зерна — растет. Портам, например, растущие объемы вывоза зерновых помогли почти полностью восстановить потери от сокращения объемов перевалки других грузов.

Инвесторам, а это прежде всего аграрии и зернотрейдеры, терминалы нужны, чтобы управлять своими грузами и сэкономить на логистике. Хранить зерно в «складах на колесах» с учетом дефицита зерновозов и роста урожая будет все сложнее (см. «Поперек дороги»). К тому же аграрии встретили в лице Владимира Козака ярого борца с такими «складами»: он как никто другой знает все нюансы реальной оборачиваемости вагонов. И обхитрить опытного железнодорожника будет очень непросто. Ведь пока «Укрзалізниця» — основной поставщик зерновозов, собственным подвижным составом отечественные аграрии, даже крупные, в большинстве своем только собираются обзаводиться.

Есть и еще один нюанс: в пиковые месяцы некоторые владельцы терминалов повышают расценки (на 15–30%) на перевалку.

Важен аспект технического состояния действующих терминалов — участники рынка сетуют на качество элеваторных линий по приемке и отгрузке зерновых. По их словам, там теряется до десяти процентов урожая. По оценкам предприятия «Зерно.Уа», из-за несовершенства системы хранения в целом по стране потери урожая достигают 25–30%, что в денежном выражении составляет почти шесть миллиардов долларов в год.

Наконец, крупные трейдеры, уже обладающие собственными элеваторами в портах, очень неохотно пускают туда чужаков. По словам Шота Хаджишвили, СЕО группы агропромышленных компаний Risoil S.A., например, такие предприятия, как «Нибулон», Glencore или Alfred C.Toepfer International, с рынком не работают.

«Есть определенный порог, зависящий от внутренней логистики терминала, выше которого рост числа грузовых партий уже вредит производительности. Для большого терминала — это сотрудничество с четырьмя-пятью трейдерами, шесть-семь — уже много. Для небольшого  — оптимально два-три трейдера», — уверяет бывший директор контейнерного терминала стивидорной компании «ТИС» Андрей Кузьменко. Большими терминалами обычно считают объекты годовой мощностью более двух миллионов тонн в год, небольшими — менее миллиона.

Есть еще одно обстоятельство, из-за которого возможная недозагрузка терминалов не смущает их владельцев. «Высокая стоимость перевалки (около 15–20 долларов за тонну против шести евро в Европе. — «Эксперт») и маржа заставляют трейдеров искать возможности входа в этот рынок для максимизации собственной прибыли», — говорит Кузьменко.

Свое зерно против чужого

Наиболее интересны для строительства зерновых терминалов, по мнению экспертов, будут порты северо-западного побережья Черного моря (Одесская, Николаевская, Херсонская области). Причины две: глубоководность соответствующих портов и логистика, в частности, возможность доставки зерновых по рекам.

Внутренние потребности Украины в зерне — 26–27 млн тонн, поэтому с учетом урожаев последних лет 23–27 млн тонн подлежит вывозу

Впрочем, оптимизм инвесторов оправдан только при динамичном росте объемов экспорта местных зерновых. Ведь на транзит из России и Казахстана не стоит особо рассчитывать. В РФ принята «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», суть которой можно свести к одному предложению: российские грузы должны идти через российские порты. Это не просто лозунг. В последние годы грузооборот портов РФ показывает устойчивую положительную динамику, а транзит через Украину и страны Балтии постоянно сокращается.

Валовой сбор зерновых в России по итогам 2011/2012-го составил 94 млн тонн, на экспорт ушло около 28 млн тонн, из которых через собственные порты отправлено почти 25 млн тонн, через страны Балтии — чуть менее миллиона тонн, через украинские порты — 377 тыс. тонн.

В минувшем году в южном бассейне РФ зерновые мощности портов работали с загрузкой, превышающей нормативную (106%). Было перевалено более 22 млн тонн зерна. Для сравнения: в 2011 году они были загружены только на 84%.

Намерен снизить зависимость от украинских портов и Казахстан — он организовывает выход зерна через свой каспийский порт Актау (бывший Шевченко) в Азербайджан и далее по железной дороге в Грузию и Турцию. Помимо этого, страна ведет переговоры с рядом прибалтийских морских гаваней. К тому же по сравнению с предыдущими годами объемы казахстанского транзита через украинские порты упали почти в два раза: в 2012-м зерновые терминалы в украинских портах обработали около 70 тыс. тонн.

Возможно, украинские инвесторы делают ставку на отраслевую программу Минагропрода Украины «Зерно-2015» — этим документом к 2015 году предусмотрено увеличение производства зерновых до 70–80 млн тонн, объемы экспорта должны составить 45–55 млн тонн. По расчетам «Зерно.УА», для вывоза за границу такого урожая мощности элеваторов должны будут составлять 84–96 млн тонн в год.

Эксперты считают, что шансы на выполнение поставленной задачи в госпрограмме велики. «В ближайшие пять лет производство (среднегодовое. ”Эксперт”) зерна вырастет на 20 миллионов тонн, в том числе кукурузы — на семь миллионов тонн, пшеницы — на 9,6 миллиона тонн, ячменя — на 4,5 миллиона тонн (за базу принят урожай 2012-го). Прирост потребления составит до 11 процентов. Основная часть прироста производства будет направлена на экспорт: плюс 60 процентов», — резюмирует в своем докладе Андрей Товстопят, аналитик аграрного сектора ЦТС.

Киев—Одесса



Автор: Светлана Рябова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ТЕМА НЕДЕЛИ"
Битва за Москву
Выборы мЭра москвы
Настоящие итоги выборов мэра российской столицы прямо противоположны официальным
Демократия с двойным дном
Редакционная статья
«Всему свое время. Мы развиваемся и скоро сможем позволить себе роскошь быть демократическими», — эти слова Альфредо Стресснера, диктатора Парагвая, по справедливости должны стать девизом украинских политиков. Фраза латиноамериканского генералиссимуса точно характеризует истинное нутро сегодняшних политиков постсоветского пространства, в частности, российских и украинских
Зерноплатежный терминал
Редакционная статья
Украинские олигархи активно строят элементы экспортной инфраструктуры — зерновые терминалы в морских портах
От редакции
Редакция журнала «Эксперт Украина» решила подвести еще один промежуточный итог. Номер под четырехсотым порядковым номером стал отличным поводом выдать второй том нашей антологии лучших публикаций
Стандарт — дело добровольное?
Торговые войны
Эксперты Евросоюза рассказывают об эффективной регуляторной политике и перспективах строительства открытой экономики в Украине
Контргамбит Глазьева
Торговые войны
Сергей Глазьев рассказал «Эксперту» о будущем украино-российской торговли
Таможенный аншлюс
Торговые войны
Основные статьи украинской торговли с Россией — отнюдь не конфеты и сыры. Ключевой вопрос по итогам недельной торговой войны — будущее поставок металла и продукции машиностроения
Соревнование полутора систем
Редакционная статья
Говорят, политика — продолжение экономики. Но на одной шестой части суши политика как была ранее в жестких контрах с экономикой, так и продолжает быть по сей день
Тройская унция самообмана
Золото
Впервые в новом тысячелетии золото продолжительное время дешевеет. Инвесторы и центральные банки терпят колоссальные убытки, но отказываться от инвестиций в этот актив не торопятся, поскольку не верят в медвежий долгосрочный тренд
Зачахшие над златом
Редакционная статья
Последние события на золотом рынке преломили устоявшуюся догму, что драгметалл всегда растет, когда другие активы находятся на спаде



   карта сайта
Публикации
Криптовалюта E-Dinar Coin получила новый статус 17.01.2017
Стоило ли «разменивать» Шокина? 19.12.2016

Новости компаний
«Волшебный набор» от «Мэри Кэй» «Волшебный набор» от «Мэри Кэй» — это инновационный прорыв в мире косметики, дающий потрясающие антивозрастные... 22.05.2017
Можно ли не возвращать деньги онлайн сервисам Сегодня поговорим почему лучше отдавать деньги вовремя и что Вам за это будет. 22.05.2017
То, что Вы не знаете о пицце...... Традиционная итальянская лепешка со всевозможными начинками уже давно и прочно поселилась в меню притязательных... 15.05.2017
Печерский район - лучший выбор для жизни Среди киевлян считается, что именно здесь наиболее оптимальные условия для жизни, так что востребованность квартир не... 15.05.2017
Бюджетное качество от компании ZTE Китайские смартфоны занимают весьма солидный пласт на рынке электроники и ведут жестокую борьбу за место под солнцем... 05.05.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #34(401) 09 СЕНТЯБРЯ
Повестка дня
Удлинение обещаний
Ущемление прав
В товарищах согласья нет
Кувырок по-еревански
ЦИФРЫ НЕДЕЛИ
Тема недели
Передел перевалки
МОРСКИЕ ЗЕРНОВЫЕ ТЕРМИНАЛЫ
Зерноплатежный терминал
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Украинский бизнес
Адреналин за свой счет
ТУРИЗМ
Международный бизнес
Кровь с коньяком
АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ
Тьма в окошках
IT
Экономика и финансы
Стремительная поступь онлайна
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
Ампутация от купюр
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ
Политика
Ход ферзём по кругу
РЕФЕРЕНДУМ
Культура
Радуга на экспорт
КИНЕМАТОГРАФ
Книги
Принцип хот-догов
Бизнес
Эксперимент с нулевым итогом
Нон-фикшн
Покойный и загадочный
Бестселлер
Галерея
Выставка «ВЕЛИКОЕ И ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ»
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте