НАСА возрождает мечту о сверхзвуковом пассажирском самолете
В понедельник, 29 февраля, НАСА вдохнуло новую жизнь в авиакосмическую мечту, которая отказывается умирать, предоставив 20 млн. долларов компании Lockheed Martin на воплощение в реальность планов по созданию нового сверхзвукового коммерческого реактивного самолета с момента ухода “Конкорда” на пенсию.
Экспериментальный самолет станет первым из серии “X-самолетов”, которые НАСА планирует создавать.
Исследование направлено на то, чтобы обеспечить менее интенсивный сверхзвуковой удар, который происходит в момент преодоления самолетом звукового барьера, по сравнению с предыдущими высокоскоростными самолетами. Сверхзвуковой удар “Конкорда” был настолько интенсивным, что ему запретили летать быстрее скорости звука над США, что существенно ограничило возможные расстояния.
Глава НАСА Чарльз Болден в понедельник, 29 февраля, во время мероприятия в Вашингтонском национальном аэропорту имени Рональда Рейгана обратил внимание на то, что Чак Йегер – первый пилот, который преодолел звуковой барьер – сделал это примерно 70 лет назад в самолете, созданном на средства предшественника НАСА.
“Сейчас мы продолжаем наследие этими сверхзвуковыми X-самолетами в рамках предварительного проекта, цель которого – прийти к более тихому сверхзвуковому самолету, который будет использоваться для пассажирских перевозок”, – заявил Болден.
Роб Вайс, генеральный директор Skunk Works – так неофициально называют одно из отделений фирмы Lockheed Martin, которое занимается секретными разработками – заявил, что компания сотрудничает с НАСА уже больше десятилетия по технологии, необходимой для нового поколения коммерческих сверхзвуковых самолетов.
Авиалинии British Airways и Air France отправили “Конкорд” на пенсию в 2003 году после почти 30 лет эксплуатации из-за чрезмерных операционных издержек. Максимальная скорость этих самолетов в два раза превышала скорость звука, что позволяло долететь из Лондона в Нью-Йорк примерно за три с половиной часа.
Компания Lockheed наравне с другими производителями, которые пытаются снизить звуковые показатели, работает над структурой самолета, благодаря которой удастся снизить силу звукового удара при преодолении самолетом звукового барьера. Большинство дизайнов полагаются на длинный, иглообразный нос сверхзвукового самолета.
Но жителям Лондона пока еще рано планировать начало заседаний в Нью-Йорке через четыре часа после вылета из Великобритании. Аналитик Teal Group Ричард Абулафия указывает на то, что стойкие убытки “Конкорду” обеспечивал не звуковой удар, а астрономические операционные издержки.
Аэродинамика суперзвукового полета предполагает более высокие затраты топлива, при этом тело самолета должно быть очень узким, что ограничивает количество пассажиров.
Это значит, отмечает Абулафия, что суперзвуковые полеты могут быть задействованы только на тех рейсах, которые могут обеспечить полное количество пассажиров с оплатой на уровне первого класса. “Очень мало рейсов, которые могут поддержать реактивный самолет с билетами только первого класса”.
Идея продолжать суперзвуковые коммерческие полеты “уходит корнями в 1960-е”, отметил он. Но он признал, что в один прекрасный день может возникнуть бизнес суперзвуковых самолетов, как только этот сектор станет менее чувствительным к операционным издержкам.
X-самолеты будут примерно в два раза меньше обычных самолетов. Начало летных испытаний запланировано на 2020 год, в зависимости от бюджета НАСА.
|