Новости
Банкиры ждут волну укрепления гривни с понедельника Валютная неделя завершилась на межбанке мизерным подорожанием доллара: 17 ноября его курс поднялся на 1 копейку и... 17.11.2017
В Министерстве финансов рассказали, стоит ли украинцам готовиться к дефолту В Министерстве финансов не видят угрозы дефолта по внешним обязательствам Украины, несмотря на необходимость выплатить... 17.11.2017
Астрономы нашли неподалеку планету, пригодную для земной жизни Астрономы нашли “запасной вариант” для жителей Земли на случай планетарной катастрофы 17.11.2017
Что даст украинцам изменения в праздничном календаре Депутаты перекраивают праздничный календарь, чтобы заставить украинцев работать еще больше
17.11.2017
Ученые обнаружили в Антарктиде деревья возрастом в 280 миллионов лет 280-миллионный ископаемый лес обнаружен в ... Антарктиде 17.11.2017
Генсек НАТО принес извинения Эрдогану Турция не изменит своего решения, даже если имена уберут из списка врагов 17.11.2017
Цена на золото повышается Сегодня, 17 ноября, официальная цена золота на Товарной бирже Нью-Йорка COMEX пошла вверх. 17.11.2017
«Модель айфона» и «модель андроида»: Аналитики рассказали о будущем беспилотных автомобилей Консалтинговая фирма L.E.K. изучила данные патентного ведомства США в области беспилотного транспорта и пришла к... 17.11.2017
В Украине подсчитали количество электромобилей Общий парк электромобилей, которые эксплуатируются в Украине, уже превысил 4000 единиц. При этом только за последние 8... 17.11.2017
Северная Корея строит субмарину для баллистических ракет Экспериментальная подлодка класса "Симпхо" и полупогружаемая баржа, используемая для испытаний БРПЛ, стоят на якоре. По... 17.11.2017
Украину внесли в список стран со «средним уровнем риска» для туристов Для путешественников создали интерактивную карту 17.11.2017
В Днепре прошел Международный экономический форум, организованный главой Днепропетровской ОГА (ФОТО) Инвестиционный климат в Украине улучшается, но для привлечения значительных инвестиций украинскому бизнесу и власти... 17.11.2017
Эксперты пророчат, что Китай окончательно добьет экономику России Способности России экспортировать свою продукцию и проникать на новые динамичные рынки остаются более чем скромными,... 17.11.2017
Курс биткоина 17 ноября достиг своего исторического максимума Курс Bitcoin 17 ноября на двух основных по объему торгов биржах по сравнению с четвергом вырос, достигнув своего... 17.11.2017
Историческое событие: Илон Маск представил первый в мире электрический грузовик Продажи Roadster начнутся в 2020 году, базовая модель будет стоить от 200 тысяч долларов. 17.11.2017




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33889.801-0.193
Серебро451.158-0.460
Платина24808.393+1.166
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.91526.42526.476
EUR31.70030.42531.165
RUB0.4560.3180.441
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.78+2.31Nov
WTI56.5200+2.4416Dec
GAS OIL565.2500+1.6807Dec
Публикации  29 Сентября 2017

40 лет ХАЭС – история и перспективы

Печатная версия    в избранное

Хмельницкая атомная электростанция, строительство которой стартовало 40 лет назад, во многом является символичной. ХАЭС - это последняя из запущенных в эксплуатацию АЭС в СССР, первый в XXI веке атомный энергоблок независимой Украины и возможно первая ласточка на большом пути обновления реакторного парка, который предстоит пройти атомной энергетике нашей страны. Почему же судьба станции столь изобилует знаковыми событиями и чего нам ждать здесь в будущем?

Бурное прошлое

Несколько десятков человек, экскаватор два автомобиля и бульдозер - примерно такими активам располагала Хмельницкая АЭС весной 1977 г., когда в Нетешине начались работы по подготовке строительной площадки. Стоит отметить, что между первоначальным этапом и стартом строительства самой станции прошло почти 4 года, на протяжении которых шла подготовка площадки, железнодорожной станции, прокладка дорог и строительство социальной инфраструктуры для будущего многотысячного коллектива строителей.

Хмельницкая АЭС строилась по типовому проекту советских атомных станций – 4 энергоблока ВВЭР-1000/320, по которому примерно в то же время возводилось еще 6 АЭС: 3 в Российской федерации, одна в Украине (Крымская), одна в ГДР (Штендаль) и одна в Чехии (Темелин). Впоследствии только на ХАЭС и Темелине были достроены и введены в эксплуатацию по два реактора из четырех запланированных.

Строительство станции велось поточным методом, когда строители и техника закончив определенный цикл работ на первом блоке переходили на второй, третий и четвертый. В результате первый энергоблок Хмельницкой АЭС был сдан в 1987 году. Ввод в эксплуатацию на следующий год после аварии на Чернобыльской АЭС сопровождался повышенными мерами контроля за безопасностью всех элементов и систем.

Работы по остальным блокам продолжались с различной активностью до 1990 г.. когда Верховная Рада Украины наложила мораторий на строительство атомных электростанций. На тот момент второй энергоблок был готов на 85% и оснащен частью оборудования. Готовность третьего оценивалась на 75%, а четвертого – на 28%.

Вернуться к вопросу достройки ХАЭС удалось только после отмены моратория. Тогда совместными усилиями украинских атомщиков, и их российских коллег, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране удалось сделать все необходимое, чтобы в 2004 подключить к сети первый в XXI веке атомный энергоблок в Украине.

Вскоре было решено «закрепить успех». В 2004 г. был объявлен тендер на достройку оставшихся двух блоков ХАЭС. Его победителем прогнозируемо стал российский Атомстройэкспорт. Компания не только представляла разработчика реакторов, под которые уже были частично возведены строительные конструкции, ее специалисты принимали непосредственное участие в успешной достройке и вводе в эксплуатацию второго энергоблока на ХАЭС и четвертого на РАЭС. Однако реализация проекта затянулась.

Помимо традиционных бюрократических преград и финансовых затруднений свое слово в задержке достройки ХАЭС сказала и авария на АЭС Фукусима в Японии. После этого инцидента мировое сообщество кардинальным образом пересмотрело требования к безопасности атомных станций. Не стала исключением и Украина. Для продолжения работ по достройке ХАЭС потребовалось внести изменения в проект, предусмотрев в нем системы безопасности, отсутствовавшие в базовых «320-ых» блоках.

В итоге российские специалисты предложили использовать более современный реактор ВВЭР 1000/392Б, соответствующий постфукусимским требованиям. Для того чтобы вписать его в существующие конструкции проект был дополнительно модернизирован под конкретные условия ХАЭС. Планировалось, что третий блок должен был подключен к сети в 2018 г. Однако в 2014 г. Верховная Рада Украины денонсировала межправительственное соглашение с Российской Федерацией по достройке ХАЭС.

Туманное будущее

С тех пор руководство НАЭК «Энергоатом» и различные составы Министерства энергетики и угольной промышленности Украины неоднократно высказывались о необходимости достройки хмельницких атомных блоков. Среди потенциальных партнеров в реализации этого проекта назывались чешская ŠKODA JS и даже китайские компании.

Согласно последним заявлениям, связанным с судьбой 3 и 4 энергоблоков ХАЭС, в конце 2017 г. нам следует ожидать подачи в Верховную Раду нового законопроекта о достройке ХАЭС. Что же может содержаться в этом документе?

Прежде всего, в нем необходимо определиться с технологией и проектом реакторной установки. И здесь мы можем столкнуться с рядом сложностей.

Главное преимущества проекта достройки ХАЭС – использование уже существующих конструкций двух энергоблоков (степень готовности 75% и 28%). Это значительно сокращает расходы на строительство и время необходимое на реализацию проекта. Однако и накладывает определенные ограничения.

Дело в том, что конструкции всех энергоблоков ХАЭС строились под типовые энергоблоки ВВЭР 1000/320. Собственно, именно этим обоснован выбор чешской ŠKODA JS, как основной альтернативы российским предприятиям – разработчикам этих реакторных установок. Чехи владеют соответствующей лицензией и имеют опыт изготовления оборудования реакторного острова. Однако, как отмечалось ранее, «320-е» блоки уже не соответствуют международным требованиям по безопасности с учетом постфукусимских. Эксплуатация существующих реакторов этого поколения допускается мировым сообществом при условии постоянной модернизации для повышения уровня безопасности. Ведь аналогичные реакторы в других странах сталкиваются с теми же проблемами. Что касается строительства новых энергоблоков, то убедить наших международных партнеров, крайне щепетильно относящихся к строительству новых АЭС близ своих границ, в целесообразности строительства такого блока будет крайне затруднительно.

Лицензии же на реактор ВВЭР 1000/392 ŠKODA JS не имеет, тем более учитывая, что для ХАЭС россияне его еще и дополнительно дорабатывали. По словам экспертов, рассматривать возможность монтажа на существующих конструкциях других энергоблоков – нецелесообразно. Это потребует слишком масштабной реконструкции зданий и сооружений энергоблоков. «Фактически, в этом случае проще будет все демонтировать и вести строительство с нуля или выбрать для этого новую площадку», - отмечает профессор кафедры АЭС ОНПУ Сергей Барбашев.

Кроме того, новейшая история мировой атомной отрасли свидетельствует о том, что наличие проекта и технологии без свежего опыта в строительстве таких сложных объектов как АЭС слишком часто приводит к задержкам и удорожанию проектов. С этим уже столкнулись такие мировые лидеры как Westinghouse и Areva, для которых более 10 лет «простоя» без строительства новых станций привели к печальным последствиям. Оба атомных гиганта не могут с 2005-2008 гг. завершить строительство в США, Китае, Франции и Финляндии своих флагманских энергоблоков поколения «3+», соответствующих тем самым постфукусимским требованиям. Многократный перенос сроков сдачи проектов привел к их существенному подорожанию. Тем временем российские атомщики активно продолжали строить АЭС по своим проектам - АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Кунданкулам» (Индия), АЭС «Тяньвань» (Китай), а также инвестировать в разработку новых технологий с акцентом за безопасность, эффективность и экономичность. В результате им удалось опередить в гонке атомных технологий и американцев, и французов. Первый атомный энергоблок поколения 3+ ВВЭР 1200, учитывающий все постфукусимские требования к безопасности, был подключен к сети на Нововоронежской АЭС в 2016 г.

Интересно, что ŠKODA JS уже участвует в достройке двух других энергоблоков ВВЭР меньшей мощности – э/б №3 и №4 на АЭС Моховце в Словакии. Реализация этого проекта столкнулась с рядом сложностей, которые уже привели к переносу сроков их сдачи на 5 лет от первоначально запланированных. А стоимость работ по последним данным выросла почти на 1 млрд. евро.

Исходя из всего вышеизложенного, перед разработчиками законопроекта по достройке 3 и 4 энергоблоков ХАЭС стоит очень непростая задача. Очевидно, что с технической точки зрения наиболее простым решением является возобновление переговоров с Атомстройэкспортом. Однако здесь свои условия диктует политическая конъюнктура. В результате велика вероятность того, что ожидаемый законопроект может стать очередной декларацией о намерениях, имеющей мало общего с непосредственно с достройкой ХАЭС.


 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ

Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Переворот в Зимбабве станет ценным уроком для других современных дикторов Переворот в этой африканской стране станет прекрасным уроком для других диктаторов, которые крепко держаться за власть «Говорит как сильный человек», но управляет как «слабак»: Три главные причины неудач Дональда Трампа Америка после Трампа уже никогда не будет прежней
Путь глобального тролля: Какую игру ведет Путин? Вмешательство в западную политику выглядит ошибкой для российского президента, но это часть продуманной стратегии Трамп делает США слабее: страна утратила титул мирового лидера на долгие годы Тур Трампа по Азии не может скрыть тот факт, что изоляционизм Америки пошел стране, да и всему миру, не на пользу
“Горячие” темы, которые будут обсуждаться на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 10-11 ноября во Вьетнаме состоится 25-й саммит форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) Рабочие места для американцев и безопасность для японцев: Победы и поражения Трампа в Японии Дональд Трамп надеялся на уступки в вопросах торговли от японского премьера



   карта сайта
Публикации
"Формат «конгресс-отель» – это новейший, быстро развивающийся сегмент гостиничного рынка во всем мире и для Украины" - Алексей Абасов 09.11.2017
В Киеве открылся самый большой конгресс-хол Mercure Congress Centre 30.10.2017

Новости компаний
Тенденции повседневной женской моды в 2018 году Любая женщина мечтает быть замеченной в обществе, чувствовать себя красивой и чтобы на нее падали восхищенные взгляды. 16.11.2017
Играть в интернет казино и зарабатывать – лучшее развлечение Игровые автоматы пополняются новыми предложениями, а пользователи их учитывают, анализируют и наслаждаются игровым... 16.11.2017
Что такое парфюмерный гардероб и как его составить? Существуют ли зимние или летние ароматы? Ароматы, предназначенные исключительно для брюнеток? Или мужские, от которых у... 15.11.2017
Как правильно писать курсовые и дипломные работы Написание диплома или курсовой - крайне трудный и ответственный процесс, поэтому подходить к нему необходимо должным... 10.11.2017
Загородная жизнь: как быть с инфраструктурой? Проблема инфраструктуры пригорода – серьезный вопрос, который сегодня полностью ложится на плечи застройщиков местных... 01.11.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #32-33(400) 23 СЕНТЯБРЯ
Тема недели
От редакции
Украинский бизнес
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
РАССЛЕДОВАНИЯ
Крюковать или хюндаить?
РАССЛЕДОВАНИЯ
Родник для фотона
РЕПОРТАЖИ
Берут на снежную пушку
РЕПОРТАЖИ
Международный бизнес
Трудно быть брендом
ЛИЧНОСТИ
Экономика и финансы
Центробанк-полицейский
ЛИЧНОСТИ
Консервативный либерализм
ЛИЧНОСТИ
Сколько стоит босс?
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Великая банковская эмиграция
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Политика
Тысяча и вторая волна
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Государства третьего тысячелетия
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Гиперболоид президента Януковича
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Общество
Стена теперь внутри
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Больница из прошлого
РАССЛЕДОВАНИЯ
Чемпионат разврата
РЕПОРТАЖИ
Наука и технологии
Сланцев бряг
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Культура
Зависимые независимые
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Регионы
Труба безысходности
РЕПОРТАЖИ






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте