Новости
Украинцам упростят регистрацию автомобилей Всеукраинская Ассоциация автомобильных импортеров и дилеров начинает активную работу по упрощению регистрации... 25.05.2018
Украина входит в топ-10 стран мира по количеству пользователей криптовалют Украинцы привлекли $100 млн за счет размещения криптовалют 25.05.2018
На ВНО по украинскому языку не пришли несколько тысяч учеников В общем тестирования составили 323 407 человек, сообщает Украинский центр оценивания качества образования. 25.05.2018
В России сравнивают видеообращение Юлии Скрипаль с записями заложников ИГИЛ Вассерман сравнил видеообращение Юлии Скрипаль с записями заложников ИГИЛ 25.05.2018
Сирийские правительственные СМИ утверждают, что атака на авиабазу успешно отражена Вечером 24 мая из Дамаска поступило сообщение о том, что сирийская противовоздушная оборона отразила «ракетную... 25.05.2018
Трамп вновь грозит Северной Корее жесткими санкциями Трамп продолжит политику максимальных санкций против КНДР 25.05.2018
Times: Британцы массового хотят стать немцами из-за Брексита Times: британцы запасаются немецкими паспортами, пока ещё не брексит
25.05.2018
ВВС Израиля уничтожили базу "Хизбаллы" в Сирии По сообщениям сирийских официальных СМИ, израильские истребители атаковали авиабазу а-Дабаа в провинции Хомс. 25.05.2018
Украинцы в Конгрессе Канады призывают признать Россию государством - спонсором терроризма Вооруженная агрессия России против Украины должна натолкнуться на решительное сопротивление международного сообщества. 25.05.2018
В Сирии погибли 12 иранских или российских военных SOHR: в результате воздушного удара по цели на востоке Сирии убиты 12 иностранцев 25.05.2018
От ненависти до любви и обратно: Как развивались отношения Дональда Трампа и Ким Чен Ына (хронология) Дональд Трамп и Ким Чен Ын сначала оскорбляли друг друга, потом помирились и договорились встретиться. А теперь — снова... 25.05.2018
Британские военные насилуют женщин и девочек в Нигерии, - Amnesty International В сегодняшнем докладе Amnesty International требует запретить доступ британских войск на территорию Нигерии, так как... 25.05.2018
Названы самые чистые европейские города Статистическая служба Еврокомиссии обратилась к жителям 109 городов Европейского союза, с вопросом удовлетворены ли они... 25.05.2018
Путин - террорист, убивший мирных граждан. Как теперь ему пожимать руку на саммитах?, - российский журналист Результаты расследования обстоятельств катастрофы Боинга 777 поставили Путина в один ряд с террористами. 25.05.2018
Мы уже на пути к Северной Корее, где люди плачут при виде начальства, - российский оппозиционер Путин ведет Россию к распаду: РФ приближается к Северной Корее, где люди плачут при виде начальства 25.05.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33844.480+0.281
Серебро431.557-0.202
Платина23575.088-0.232
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.16525.60026.108
EUR30.82530.01530.619
RUB0.5000.3050.425
$/баррельИзм., %Дата
BRENT78.42-0.47May
WTI70.4200-0.4118Jul
GAS OIL693.0000-0.8297Jun
Публикации  29 Сентября 2017

40 лет ХАЭС – история и перспективы

Печатная версия    в избранное

Хмельницкая атомная электростанция, строительство которой стартовало 40 лет назад, во многом является символичной. ХАЭС - это последняя из запущенных в эксплуатацию АЭС в СССР, первый в XXI веке атомный энергоблок независимой Украины и возможно первая ласточка на большом пути обновления реакторного парка, который предстоит пройти атомной энергетике нашей страны. Почему же судьба станции столь изобилует знаковыми событиями и чего нам ждать здесь в будущем?

Бурное прошлое

Несколько десятков человек, экскаватор два автомобиля и бульдозер - примерно такими активам располагала Хмельницкая АЭС весной 1977 г., когда в Нетешине начались работы по подготовке строительной площадки. Стоит отметить, что между первоначальным этапом и стартом строительства самой станции прошло почти 4 года, на протяжении которых шла подготовка площадки, железнодорожной станции, прокладка дорог и строительство социальной инфраструктуры для будущего многотысячного коллектива строителей.

Хмельницкая АЭС строилась по типовому проекту советских атомных станций – 4 энергоблока ВВЭР-1000/320, по которому примерно в то же время возводилось еще 6 АЭС: 3 в Российской федерации, одна в Украине (Крымская), одна в ГДР (Штендаль) и одна в Чехии (Темелин). Впоследствии только на ХАЭС и Темелине были достроены и введены в эксплуатацию по два реактора из четырех запланированных.

Строительство станции велось поточным методом, когда строители и техника закончив определенный цикл работ на первом блоке переходили на второй, третий и четвертый. В результате первый энергоблок Хмельницкой АЭС был сдан в 1987 году. Ввод в эксплуатацию на следующий год после аварии на Чернобыльской АЭС сопровождался повышенными мерами контроля за безопасностью всех элементов и систем.

Работы по остальным блокам продолжались с различной активностью до 1990 г.. когда Верховная Рада Украины наложила мораторий на строительство атомных электростанций. На тот момент второй энергоблок был готов на 85% и оснащен частью оборудования. Готовность третьего оценивалась на 75%, а четвертого – на 28%.

Вернуться к вопросу достройки ХАЭС удалось только после отмены моратория. Тогда совместными усилиями украинских атомщиков, и их российских коллег, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране удалось сделать все необходимое, чтобы в 2004 подключить к сети первый в XXI веке атомный энергоблок в Украине.

Вскоре было решено «закрепить успех». В 2004 г. был объявлен тендер на достройку оставшихся двух блоков ХАЭС. Его победителем прогнозируемо стал российский Атомстройэкспорт. Компания не только представляла разработчика реакторов, под которые уже были частично возведены строительные конструкции, ее специалисты принимали непосредственное участие в успешной достройке и вводе в эксплуатацию второго энергоблока на ХАЭС и четвертого на РАЭС. Однако реализация проекта затянулась.

Помимо традиционных бюрократических преград и финансовых затруднений свое слово в задержке достройки ХАЭС сказала и авария на АЭС Фукусима в Японии. После этого инцидента мировое сообщество кардинальным образом пересмотрело требования к безопасности атомных станций. Не стала исключением и Украина. Для продолжения работ по достройке ХАЭС потребовалось внести изменения в проект, предусмотрев в нем системы безопасности, отсутствовавшие в базовых «320-ых» блоках.

В итоге российские специалисты предложили использовать более современный реактор ВВЭР 1000/392Б, соответствующий постфукусимским требованиям. Для того чтобы вписать его в существующие конструкции проект был дополнительно модернизирован под конкретные условия ХАЭС. Планировалось, что третий блок должен был подключен к сети в 2018 г. Однако в 2014 г. Верховная Рада Украины денонсировала межправительственное соглашение с Российской Федерацией по достройке ХАЭС.

Туманное будущее

С тех пор руководство НАЭК «Энергоатом» и различные составы Министерства энергетики и угольной промышленности Украины неоднократно высказывались о необходимости достройки хмельницких атомных блоков. Среди потенциальных партнеров в реализации этого проекта назывались чешская ŠKODA JS и даже китайские компании.

Согласно последним заявлениям, связанным с судьбой 3 и 4 энергоблоков ХАЭС, в конце 2017 г. нам следует ожидать подачи в Верховную Раду нового законопроекта о достройке ХАЭС. Что же может содержаться в этом документе?

Прежде всего, в нем необходимо определиться с технологией и проектом реакторной установки. И здесь мы можем столкнуться с рядом сложностей.

Главное преимущества проекта достройки ХАЭС – использование уже существующих конструкций двух энергоблоков (степень готовности 75% и 28%). Это значительно сокращает расходы на строительство и время необходимое на реализацию проекта. Однако и накладывает определенные ограничения.

Дело в том, что конструкции всех энергоблоков ХАЭС строились под типовые энергоблоки ВВЭР 1000/320. Собственно, именно этим обоснован выбор чешской ŠKODA JS, как основной альтернативы российским предприятиям – разработчикам этих реакторных установок. Чехи владеют соответствующей лицензией и имеют опыт изготовления оборудования реакторного острова. Однако, как отмечалось ранее, «320-е» блоки уже не соответствуют международным требованиям по безопасности с учетом постфукусимских. Эксплуатация существующих реакторов этого поколения допускается мировым сообществом при условии постоянной модернизации для повышения уровня безопасности. Ведь аналогичные реакторы в других странах сталкиваются с теми же проблемами. Что касается строительства новых энергоблоков, то убедить наших международных партнеров, крайне щепетильно относящихся к строительству новых АЭС близ своих границ, в целесообразности строительства такого блока будет крайне затруднительно.

Лицензии же на реактор ВВЭР 1000/392 ŠKODA JS не имеет, тем более учитывая, что для ХАЭС россияне его еще и дополнительно дорабатывали. По словам экспертов, рассматривать возможность монтажа на существующих конструкциях других энергоблоков – нецелесообразно. Это потребует слишком масштабной реконструкции зданий и сооружений энергоблоков. «Фактически, в этом случае проще будет все демонтировать и вести строительство с нуля или выбрать для этого новую площадку», - отмечает профессор кафедры АЭС ОНПУ Сергей Барбашев.

Кроме того, новейшая история мировой атомной отрасли свидетельствует о том, что наличие проекта и технологии без свежего опыта в строительстве таких сложных объектов как АЭС слишком часто приводит к задержкам и удорожанию проектов. С этим уже столкнулись такие мировые лидеры как Westinghouse и Areva, для которых более 10 лет «простоя» без строительства новых станций привели к печальным последствиям. Оба атомных гиганта не могут с 2005-2008 гг. завершить строительство в США, Китае, Франции и Финляндии своих флагманских энергоблоков поколения «3+», соответствующих тем самым постфукусимским требованиям. Многократный перенос сроков сдачи проектов привел к их существенному подорожанию. Тем временем российские атомщики активно продолжали строить АЭС по своим проектам - АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Кунданкулам» (Индия), АЭС «Тяньвань» (Китай), а также инвестировать в разработку новых технологий с акцентом за безопасность, эффективность и экономичность. В результате им удалось опередить в гонке атомных технологий и американцев, и французов. Первый атомный энергоблок поколения 3+ ВВЭР 1200, учитывающий все постфукусимские требования к безопасности, был подключен к сети на Нововоронежской АЭС в 2016 г.

Интересно, что ŠKODA JS уже участвует в достройке двух других энергоблоков ВВЭР меньшей мощности – э/б №3 и №4 на АЭС Моховце в Словакии. Реализация этого проекта столкнулась с рядом сложностей, которые уже привели к переносу сроков их сдачи на 5 лет от первоначально запланированных. А стоимость работ по последним данным выросла почти на 1 млрд. евро.

Исходя из всего вышеизложенного, перед разработчиками законопроекта по достройке 3 и 4 энергоблоков ХАЭС стоит очень непростая задача. Очевидно, что с технической точки зрения наиболее простым решением является возобновление переговоров с Атомстройэкспортом. Однако здесь свои условия диктует политическая конъюнктура. В результате велика вероятность того, что ожидаемый законопроект может стать очередной декларацией о намерениях, имеющей мало общего с непосредственно с достройкой ХАЭС.




 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ

Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ



“Будь первым во всем, что ты делаешь”
02 Апреля
Андрей Остапчук, сооснователь Young Business Club – YBC – единственного в Украине бизнес-клуба для молодых предпринимателей, рассказал “Эксперту” о важности партнерства, взаимопомощи и кооперации.
“Верить в себя и незамедлительно действовать!”
02 Апреля
Сергей Котенко, владелец сервиса доставки здорового питания FoodEx, рассказал “Эксперту” о секретах построения успешного бизнеса в Украине

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Утомленный войной: Путин урежет военные расходы, чтобы выполнить свою «первую» повестку дня Планируется сокращение средств российскому оборонному ведомству, а вместо этого деньги будут использованы для улучшения здравоохранения, образования и инфраструктуры. Финал Лиги Чемпионов в Киеве показал худшие и лучшие стороны Украины Совершенно абсурдное повышение цен на жилье для болельщиков и невероятное гостеприимство жителей столицы сделали это футбольным матч особенным
Хрупкое равновесие: Как Японии удается балансировать между Россией и Украиной С марта 2014 года помощь Японии Украине составила 1,86 млрд. долл. США. В тоже время, Токио поддерживает тесные связи с Москвой.
Важно понимать: Почему Северная Корея не Ливия, а Ким Чен Ын - не Каддафи Советник по национальной безопасности США Джон Болтон серьезно разозлил Северную Корею, предложив, что опыт Ливии с денуклеаризацией может послужить моделью для Пхеньяна.
Почему британские монархи на вершине популярности, в отличие от правительства Королевская свадьба - это еще один пример «величественной ветви» Британии “Братья в горе и в радости”: Визит Виктора Орбана в Варшаву положил начало новому антилиберальному альянсу Венгрия и Польша не поддерживают приверженность ЕС либеральной демократии





   карта сайта
Публикации
Украинцы требуют от эстонского центробанка опровержения распространенной негативной информации 06.04.2018
Финмониторинг: свобода или безопасность? 28.03.2018

Новости компаний
Незабываемая свадьба в Днепре – организация торжества Каждая девушка хоть раз в жизни воображала себе картину идеальной свадьбы. Шикарное платье, множество восторженных... 24.05.2018
Автоматизация предприятия: выгодно, быстро, надежно Профессиональная разработка АСУ ТП и внедрение автоматики на производстве повысит прибыль предприятия, сократит затраты... 14.05.2018
Как покупать товары на Taobao Китайские товары становятся все более востребованными у украинских потребителей. На сегодняшний день надпись «Made in... 14.05.2018
Как выбрать кровать для человека с ограниченными возможностями 08.05.2018
Audi Q5 достиг идеального баланса (тест-драйв) Достижение идеального баланса практически нереально. Мир и повседневная жизнь вызывают у нас в основном более низкие... 04.05.2018
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX








Главная Реклама на сайте Архив Форум
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2018 Эксперт.UA   Реклама на сайте